Проверки нормотворческих органов по вопросам нормотворческой деятельности
Проведение проверок соблюдения установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу (далее – проверки), регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 «О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов».
Согласно подпункту 2.4 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 проверки проводят:
-
Министерство юстиции – в отношении нормативных правовых актов Национального банка, Комитета государственного контроля, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома;
-
главные управления юстиции облисполкомов в пределах соответствующих административно-территориальных единиц – в отношении нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня.
Проверки проводятся на основании планов, ежегодно утверждаемых не позднее 15 января года проведения проверок.
В ходе проверок осуществляется выборочный анализ нормативных правовых актов нормотворческого органа, подвергшегося проверке, за два года, предшествующие году проведения проверки, оценивается соблюдение им установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерность применения его нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу.
По результатам проверки составляется и направляется в нормотворческий орган, подвергшийся проверке, для ознакомления и подписания:
-
акт проверки, если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства;
-
справка проверки, если в ходе проверки не выявлены нарушения законодательства.
В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте проверки, нормотворческий орган, подвергшийся проверке, вправе письменно изложить свои возражения и направить их в адрес Министерства юстиции или главного управления юстиции облисполкома.
При согласии с выводами, содержащимися в акте проверки, нормотворческий орган, подвергшийся проверке, вправе принять меры по устранению выявленных нарушений и письменно уведомить Министерство юстиции или главные управления юстиции облисполкомов с приложением документов, подтверждающих их устранение.
При признании Министерством юстиции или главным управлением юстиции облисполкома представленных нормотворческим органом, подвергшимся проверке, возражений по акту проверки необоснованными или неустранении им в срок выявленных нарушений Министерство юстиции или главное управление юстиции облисполкома вносит в соответствующий нормотворческий орган обязательное для исполнения представление об устранении допущенных нарушений.
В случае неисполнения нормотворческим органом, подвергшимся проверке, представления по истечении месячного срока с даты их внесения информация о выявленных нарушениях нормотворческой деятельности направляется:
Министерством юстиции:
-
в Администрацию Президента Республики Беларусь - в отношении государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;
-
в Совет Министров Республики Беларусь - в отношении министерств и иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
-
в областные, Минский городской Советы депутатов - в отношении соответствующих облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов базового уровня;
-
в облисполкомы - в отношении местных исполнительных и распорядительных органов базового уровня.
Главными управлениями юстиции облисполкомов:
-
в областные Советы депутатов - в отношении местных Советов депутатов базового уровня;
-
в облисполкомы - в отношении местных исполнительных и распорядительных органов базового уровня.