Главное управление принудительного исполнения

Исходя из положений частей первой и второй статьи 14 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), заявления и ходатайства участников исполнительного производства по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа, могут подаваться в письменной форме или форме электронного документа.

При этом согласно части шестой указанной правовой нормы заявление, ходатайство, подаваемые в форме электронного документа, должны содержать адрес электронной почты гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, и быть подписаны электронной цифровой подписью.

Следует отметить, что понятие «электронное обращение» не равнозначно понятию «электронный документ».

Определение понятия «электронное обращение» дано в абзаце шестом статьи 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях). Так, электронное обращение – это обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет. Требования, которым должно соответствовать электронное обращение, изложены в пункте 2 статьи 25 Закона об обращениях, при этом в их числе нет требования о наличии в обращении подписи.

В то же время, исходя из положений абзаца девятого статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» возможность использования электронного документа определяется таким обязательным условием, как наличие в нем действительной электронной цифровой подписи.

Как установлено в части второй пункта 33 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67, если заявление, ходатайство участника исполнительного производства не соответствуют требованиям статьи 14 Закона об исполнительном производстве, судебный исполнитель оставляет их без рассмотрения, о чем уведомляет заявителя с указанием недостатков, подлежащих устранению.

Таким образом, если ходатайство, поданное по электронной почте, не подписано электронной цифровой подписью, оно не соответствует требованиям статьи 14 Закона об исполнительном производстве. Поэтому имеются основания для оставления его без рассмотрения. 

Согласно абзацу десятому статьи 1 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) принудительный сбор – это денежные средства, дополнительно взыскиваемые (удерживаемые) с должника на стадии принудительного исполнения исполнительного документа.

Срок для добровольного исполнения постановлений суда, органа, ведущего административный процесс, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях установлен в части 1 статьи 15.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так, штраф должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подвергнутыми административному взысканию, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом - не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления - не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

Применительно к названным исполнительным документам стадия принудительного исполнения начинается с момента возбуждения органом принудительного исполнения исполнительного производства.

В то же время, последствия в виде необходимости уплатить принудительный сбор для должника наступают с того момента, когда он узнал о возбуждении исполнительного производства, а именно: с момента получения им постановления о возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, если должник оплатил штраф в день получения постановления о возбуждении исполнительного производства, основания для взыскания принудительного сбора имеются. В случае оплаты штрафа до этого дня, в том числе в период после возбуждения исполнительного производства, принудительный сбор взысканию не подлежит.

Оборот по реализации имущества, арестованного у должника, при обращении взыскания на данное имущество признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) у должника, т.е. плательщика, являющегося собственником имущества, в общеустановленном порядке, за исключением случаев, установленных подпунктом 2.14 пункта 2 статьи 93 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 103 НК сумма НДС исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма налога, исчисленная в вышеуказанном порядке, предъявляется плательщиком при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном статьей 105 НК.
Необходимо отметить, что положения НК не предусматривают необходимости и возможности выделения и предъявления судебным исполнителем покупателю арестованного имущества суммы НДС, подлежащей исчислению и уплате в бюджет должником (собственником имущества).
Нормы налогового законодательства не регулируют вопросы проведения оценки арестованного имущества должников, в связи с чем, представляется возможным исчисление налога должником исходя из налоговой базы, являющейся ценой реализации.

В соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, делать выписки из документов, содержащихся в материалах исполнительного производства, снимать за свой счет их копии.
Данная норма предполагает, что сторона исполнительного производства вправе снимать копии материалов исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, как своими техническими средствами (фотоаппарат, мобильный телефон и др.), так и обратиться с ходатайством о предоставлении копий документов из материалов исполнительного производства при условии уплаты государственной пошлины согласно приложению 16-1 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

Порядок предоставления сведений об исполнительном производстве, возбужденном в отношении должника урегулирован статьей 9 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).
Согласно нормативным предписаниям названной статьи сведения из материалов исполнительного производства о должнике предоставляются на основании заявления гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицами вне зависимости от того являются ли данные лица сторонами исполнительного производства. Указанные сведения предоставляются исключительно в отношении должника - индивидуального предпринимателя, должника - юридического лица, должника - организации, не являющейся юридическим лицом, и при условии уплаты государственной пошлины, размер которой составляет 3 базовые величины.
В соответствии с подпунктом 1.65 пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) объектом обложения государственной пошлиной признается предоставление органами принудительного исполнения сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников.
Пунктом 3 Приложения 16-1 к НК установлена ставка государственной пошлины при обращении в органы принудительного исполнения за предоставлением сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников, в размере 3 базовых величин за сведения о каждом должнике.
Стороны исполнительного производства, помимо возможности на платной основе получить сведения из материалов исполнительного производства в отношении должника - индивидуального предпринимателя, должника - юридического лица, должника - организации, не являющейся юридическим лицом, также вправе на бесплатной основе лично знакомиться с материалами исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, делать выписки из документов, содержащихся в материалах исполнительного производства, снимать за свой счет их копии (абзац второй части первой статьи 18 Закона).
Иные способы получения информации из материалов исполнительного производства в отношении должника Закон не предусматривает.

В соответствии со статьей 34 Закона исполнительные документы, выданные на основании судебных постановлений или являющиеся судебными постановлениями, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления соответствующего судебного постановления в законную силу или со дня окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления.
Если на момент вступления в силу Закона истек шестимесячный срок для предъявления к исполнению исполнительного документа, выданного до 16 мая 2017 г. судом, рассматривающим экономические  дела, то на основании абзаца шестого части первой статьи 44 Закона, это является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства по причине истечения срока предъявления исполнительного документа к исполнению, поскольку право на совершение соответствующего процессуального действия в данном случае погашено.
Вместе с тем статьей 333 ХПК, а также статьей 36 Закона предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
В случае, если срок предъявления к исполнению исполнительного документа, выданного до 16 мая 2017 г. судом, рассматривающим экономические дела, на указанную дату не истек, то подлежит применению срок, установленный статьей 34 Закона.

Получить информацию о возбуждении исполнительного производства можно посредством банка данных исполнительных производств, размещенного на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов России (http://fssprus.ru) Также Вы вправе написать электронное обращение в Федеральную службу судебных приставов России, в том числе в ее территориальные органы, через официальный сайт Федеральной службы судебных приставов России (http://fssprus.ru) в разделе «Обращения».

Порядок принудительного исполнения исполнительных документов органами принудительного исполнения регулируется нормами Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), а также Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 «Об утверждении инструкции по исполнительному производству и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь».
В соответствии с требованиями Гражданского кодекса Республики Беларусь имущественные права (требования) относятся к имуществу.
В соответствии со статьей 76 Закона имущество должника, являющееся предметом залога, на которое обращено взыскание, реализуется в порядке, установленном Законом.
В соответствии с абзацем пятым части третьей статьи 123 Закона не подлежат распределению денежные средства, полученные от реализации имущества должника, являющегося предметом залога, и оставшиеся после взыскания (удержания) расходов по исполнению исполнительного документа, штрафов, наложенных на должника в процессе исполнения исполнительного документа, и удовлетворения требований, указанных в абзацах втором, четвертом и пятом части первой статьи 122 Закона, а также принудительного сбора.

Статьей 18 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» установлена обязанность сторон исполнительного производства предоставлять судебному исполнителю информацию об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее дня, следующего за днем исполнения.
Форма, в которой должна быть предоставлена информация, и виды предоставляемых документов законодательством не установлены.
Вместе с тем обращаем внимание, что информация о полном или частичном исполнении требований исполнительного документа приобщается к материалам исполнительного производства, в связи с чем должна предоставляться в орган принудительного исполнения в письменной форме или в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2002 года № 1092 «О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей» удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится с сумм заработка и (или) иного дохода, причитающегося лицу, уплачивающему алименты – после удержания (уплаты) из этого заработка и (или) иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
В соответствии с частью четвертой статьи 110 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС) задолженность по алиментам определяется исходя из заработка и (или) иного дохода, полученного должником за время, в течение которого не производилось взыскание.
В соответствии с частью второй статьи 92 КоБС минимальный размер алиментов в месяц для трудоспособных родителей должен составлять не менее 50 процентов на одного ребенка, 75 процентов – на двух детей, 100 процентов – на трех и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

наверх