Управление по вопросам некоммерческих организаций

Законодательство Республики Беларусь об общественных объединениях, в частности Положение  о порядке учета организационных структур политических партий и общественных объединений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2014 г.  № 141,  не содержит исчерпывающего перечня документов, которые могут быть предоставлены в регистрирующий орган в качестве подтверждения наличия юридического адреса (место нахождения руководящего органа) организационной структуры общественного объединения.

Однако при этом нужно учитывать, что руководящий орган организационной структуры общественного объединения  является  постоянно действующим органом, который осуществляет руководство деятельностью организационной  структуры в период между заседаниями высшего органа.

  В свою очередь, по договору почасовой аренды помещения юридический адрес предоставляется только на определенное время. После истечения срока почасовой  аренды руководящий орган  утрачивает право находиться в соответствующем помещении. В этом случае организационная структура общественного объединения не сможет правомерно использовать такой юридический адрес, так как после истечения срока почасовой аренды помещения  фактически  место нахождения  руководящего  органа  не  будет соответствовать указанному   адресу.

Таким образом, договор почасовой аренды помещения не может являться  документом, подтверждающим наличие юридического адреса   организационной структуры общественного объединения.

В силу Гражданского кодекса Республики Беларусь учредителями  юридического лица  могут быть физические и юридические лица.
Организационные  структуры   общественного объединения, наделенные правами юридического лица, хотя и  имеют некоторые права юридического лица (отдельный баланс,  текущий банковский счет и др.), не  являются   юридическим лицом. Они являются  лишь частью   общественного объединения, созданными для достижения его уставных целей,  и организационно подчинены ему.
При этом  при создании юридического лица учредитель, как правило,   передает ему в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление часть своего имущества.
Организационные  структуры  общественного  объединения, в том числе наделенные правами юридического лица, не имеют имущества  в  своей собственности. Согласно  статье  21 Закона Республики  Беларусь «Об общественных объединениях» собственником  имущества общественного объединения,  в том числе имущества, находящегося у организационных структур этого общественного объединения,  является общественное  объединение.
Таким образом, организационные структуры общественного объединения,    не   имея   статуса    юридического    лица   и    не   являясь
собственником имущества, не могут выступать в качестве учредителя юридического лица.

К документам, подтверждающим избрание руководителя политической партии, общественного объединения, их союзов (ассоциаций), назначение (избрание) руководителя фонда (далее - некоммерческая организация) относятся копия протокола или выписка из протокола органа, уполномоченного уставом организации, об избрании руководителем либо копия приказа о назначении на должность руководителя.
Вместе с тем, руководителю зарегистрированной некоммерческой организации может быть выдано удостоверение в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (часть восьмая статьи 16 Закона Республики Беларусь «О политических партиях», часть девятая статьи 14 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях», часть вторая пункта 42 Положения о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов»).
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке выдачи удостоверения руководителя некоммерческой организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2009 г. № 275, удостоверение руководителя некоммерческой организации является одним из документов, подтверждающих полномочия руководителя зарегистрированных политической партии, общественного объединения, их союзов (ассоциаций), фонда, установленные учредительными документами в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и выдается руководителям указанных некоммерческих организаций на период нахождения их в должности. За выдачу удостоверения руководителя некоммерческой организации взимается государственная пошлина в установленном законодательными актами размере.

В соответствии с нормами Законов Республики Беларусь «Об общественных объединениях» и «О политических партиях», Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов» общественные объединения, политические партии, их союзы (ассоциации), фонды должны представлять регистрирующему органу информацию о своей деятельности ежегодно до 1 марта. Вместе с тем, учитывая объем поступающей ежегодной информации от общественных объединений, политических партий, их союзов (ассоциаций), фондов в конце февраля, необходимо обратить внимание на следующее. Ежегодную информацию о своей деятельности за предыдущий период вышеуказанные организации могут представлять регистрирующему органу с момента окончания отчетного периода. На Веб-портале Министерства юстиции Республики Беларусь (http://minjust.gov.by/ru/registr/) размещена примерная форма отчетности для общественных объединений, политических партий, их союзов (ассоциаций), фондов.

Ставки государственной пошлины, уплачиваемой при совершении юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией указанных юридических лиц, определены Приложением 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь. Вместе с тем в целях совершенствования правового положения и отдельных аспектов деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений Налоговым кодексом Республики Беларусь предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины.
Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 257 Налогового кодекса Республики Беларусь освобождаются от государственной пошлины при совершении юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов:
политические партии, профессиональные союзы, иные общественные объединения, их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные объединения - за их перерегистрацию и перерегистрацию их символики в связи с изменением законодательства;
республиканские и местные молодежные и детские общественные объединения, общественные объединения ветеранов Великой Отечественной войны, их союзы (ассоциации) - за их государственную регистрацию, государственную регистрацию их символики, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, выдачу дубликата свидетельства их государственной регистрации, а также дубликата устава с отметками об их государственной регистрации, государственную регистрацию, постановку на учет их организационных структур;
политические партии, профессиональные союзы, иные общественные объединения, их союзы (ассоциации), постоянно действующие международные арбитражные (третейские) суды, постоянно действующие третейские суды, Белорусская нотариальная палата - за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы в случаях, связанных с изменением законодательства;
фонды - за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы в случае изменения законодательства, согласно которому требуется внесение изменений и (или) дополнений в устав фонда;
международный фонд - за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с созданием представительств и (или) филиалов на территории одного или нескольких иностранных государств в течение шести месяцев со дня государственной регистрации указанного фонда;
республиканский фонд - за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с созданием представительств и (или) филиалов в областях и городе Минске в течение шести месяцев со дня государственной регистрации указанного фонда.

Согласно законодательству Республики Беларусь общественное объединение является юридическим лицом.
Юридическое лицо в соответствии со статьей 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь  несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять  имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Статьей 21 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях»  установлено, что общественное  объединение может иметь в собственности любое имущество, необходимое для обеспечения его уставной деятельности, кроме объектов, которые согласно законодательству  могут  находиться  только  в собственности государства.
Таким образом, являясь самостоятельным субъектом гражданского права, общественное объединение для достижения своих уставных целей и задач может участвовать в гражданско-правовых отношениях - заключать  договоры, в том числе купли-продажи  нежилого помещения, и совершать иные гражданско-правовые сделки.

При создании и деятельности общественных объединений спортивной направленности необходимо учитывать ряд особенностей, свойственных для этой категории общественных объединений. Пунктом 3 статьи 16 Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» предусмотрен перечень организаций, которые относятся к организациям физической культуры и спорта. К данному виду организаций относятся и федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта – это некоммерческая организация, созданная в форме общественного объединения либо союза (ассоциации) в целях развития вида (видов) спорта, организации и проведения спортивных соревнований по данному виду (видам) спорта. Нормами статьи 21 указанного выше Закона установлены права и обязанности организаций физической культуры и спорта, которые необходимо учитывать при создании и деятельности таких организаций. Целями деятельности организаций физической культуры и спорта могут быть:
  • развитие физической культуры и (или) спорта (вида спорта);
  • подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса;
  • физкультурно-оздоровительная и (или) спортивно-массовая работа;
  • проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них, в том числе спортивная подготовка спортсменов (команд спортсменов) и представление спортсменов (команд спортсменов) от своего имени на спортивных соревнованиях;
  • учебно-методическое обеспечение физической культуры и спорта;
  • научно-методическое и медицинское обеспечение спортивной подготовки спортсменов (команд спортсменов);
Таким образом, обозначенные выше цели должны быть указаны в уставе общественного объединения спортивной направленности (федерации (союза, ассоциации) по виду (видам) спорта). В случае если в уставе общественного объединения не будут обозначены указанные выше цели, то данная организация не может относиться к организациям физической культуры и спорта.

наверх