Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Управление Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

С 2001 г. по решению Главы государства на Министерство юстиции возложены функции по организационно-методологическому обеспечению и координации государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), ведению Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР).

Для этого в январе 2002 г. в структуре Министерства создано управление Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - управление ЕГР).

Создание благоприятных условий для ведения бизнеса, в том числе его регистрации, является одним из приоритетных направлений деятельности государства.

Основной задачей управления ЕГР является обеспечение удобной, быстрой и малозатратной процедуры создания бизнеса.

Для этого управлением ЕГР осуществляется:

  • обобщение практики применения законодательства о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

  • изучение передового мирового опыта, внесение  предложений по совершенствованию порядка открытия и закрытия бизнеса;

  • разработка проектов нормативных правовых актов по данным вопросам;

  • обеспечение взаимодействия регистрирующих органов с налоговыми, таможенными органами, органами Фонда социальной защиты населения, государственной статистики, иными государственными органами и организациями;

  • контроль за деятельностью регистрирующих органов;

  • проведение обучающих семинаров с сотрудниками регистрирующих органов.

В новейшей истории белорусского законодательства сферу создания и ликвидации бизнеса с уверенностью можно назвать одним из наиболее прогрессивных направлений государственного регулирования.

Данный факт подтверждается целым рядом проведенных Министерством юстиции реформ:

  • введение заявительного принципа государственной регистрации;

  • значительное сокращение сроков регистрации (1 день) и перечня документов, представляемых в регистрирующий орган,

  • отмена нотариального удостоверения учредительных документов;

  • автоматическая постановка субъектов хозяйствования на все виды учета;

  • отмена требования к минимальному размеру уставного фонда и обязанности его формирования до государственной регистрации юридического лица;

  • реализация возможности электронного осуществления всех процедур, связанных с созданием и ликвидацией бизнеса;

  • уменьшение размера государственной пошлины за государственную регистрацию, а также освобождение от ее уплаты при электронной регистрации;

  • возможность регистрации субъектов хозяйствования путем обращения к нотариусу;

  • возможность открытия банковского счета при регистрации субъекта хозяйствования;

  • отмена обязательности использования печати субъектами хозяйствования;

  • введение принципа «одного окна» при ликвидации субъектов хозяйствования. 

При этом совершенствование сферы создания и ликвидации бизнеса невозможно представить без использования современных информационных технологий. В этих целях управлением ЕГР осуществляется ведение следующих информационных систем:

  • автоматизированной информационной системы Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (АИС ЕГР);

  • автоматизированной информационной системы «Взаимодействие» (АИС «Взаимодействие»);

  • веб-портала ЕГР

ЕГР является базовым государственным информационным ресурсом, обеспечивающим единый учет и идентификацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и государственных органов.

Министерством юстиции обеспечивается полнота и достоверность содержащихся в ЕГР сведений, открытость и доступность их для всеобщего ознакомления, разработка методик и инструкций по ведению ЕГР.

ЕГР насчитывает порядка 3 тысяч внешних пользователей. Доступ к ЕГР обеспечен для всех судов, судебных исполнителей, подразделений Следственного комитета Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и других государственных органов и организаций.

По состоянию на 11.11.2019 в базе данных ЕГР содержится информация в отношении 354448 юридических лиц, в том числе 156689 действующих, и 1093119 индивидуальных предпринимателей, в том числе 258344 действующих.

За десять месяцев 2019 года в Республике Беларусь было зарегистрировано 41682 субъекта хозяйствования (9227 юридических лиц и 32455 индивидуальных предпринимателей):

Регистрирующий орган ЮЛ ИП
Брестский облисполком, СЭЗ «Брест» 762 4138
Витебский облисполком, СЭЗ «Витебск» 616 2956
Гомельский облисполком, СЭЗ «Гомель-Ратон» 652 3746
Гродненский облисполком, СЭЗ «Гродно-инвест» 587 3511
Минский горисполком, СЭЗ «Минск» 4438 9375
Минский облисполком 1468 5438
Могилевский облисполком, СЭЗ «Могилев» 592 3291
Нацбанк, Минфин, Минюст и ГУЮ* 112 -
* — в отношении местных общественных объединений и фондов.

АИС «Взаимодействие» как при регистрации, так и при ликвидации субъектов хозяйствования обеспечивает реализацию принципа «одного окна».

Так, при регистрации субъект хозяйствования автоматически ставится на все виды учета, в банк направляется информация для открытия текущего (расчетного) банковского счета, а при ликвидации обеспечивается получение справок государственных органов (организаций) об отсутствии (наличии) у субъекта хозяйствования непогашенной задолженности.

В указанном взаимодействии участвуют регистрирующие, налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, государственной статистики, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», архивы, банки. 

В 2011 году Министерством юстиции был введен в действие, а в 2014 году существенно модернизирован веб-портал ЕГР (egr.gov.by), основная задача которого заключается в обеспечении электронной регистрации и ликвидации бизнеса.

В настоящее время все заявления, уведомления, запросы граждан и организаций, связанные с регистрацией и ликвидацией, могут быть направлены электронно посредством веб-портала ЕГР.

Веб-портал ЕГР представляет собой не только систему, позволяющую непосредственно подготовить и направить документы для согласования наименования организации, государственной регистрации субъектов хозяйствования, представить уведомления об изменении местонахождения и назначении (замене) руководителя юридического лица, получить выписку из ЕГР. Это также ресурс, вобравший в себя всю необходимую заявителям информацию для создания и деятельности бизнеса (подбор законодательства по данному вопросу, сервис по подготовке документов для последующего их представления в регистрирующий орган, информация об ограничениях для входа в бизнес, проверка вариантов наименований юридических лиц, проверка статуса субъектов хозяйствования, вопросы и ответы по применению законодательства и др.).

Веб-портал ЕГР ежегодно представляется Министерством юстиции на Международной специализированной выставке IT-технологий ТИБО.

наверх