Государственная регистрация субъектов хозяйствования

В соответствии с пунктом 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия.

Жилая комната является жилым помещением, находящимся внутри квартиры или жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения).

Соответственно, указание в уставе частного унитарного предприятия жилой комнаты в качестве местонахождения этого предприятия не допускается.

Согласно пункту 18 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, при утере, порче субъектом хозяйствования свидетельства о государственной регистрации дубликат этого свидетельства выдается в день обращения в регистрирующий орган с взиманием государственной пошлины в размере 50 процентов ставки, установленной за государственную регистрацию создаваемой (реорганизуемой) соответствующей организации либо индивидуального предпринимателя.

Таким образом, субъекту хозяйствования достаточно подать в регистрирующий орган заявление произвольной формы и платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Обязанность субъекта хозяйствования по размещению в печатном средстве массовой информации сведений об утере свидетельства для получения его дубликата законодательством не предусмотрена.

При утере, порче субъектом хозяйствования свидетельства о государственной регистрации дубликат этого свидетельства выдается субъекту хозяйствования в день обращения в регистрирующий орган. Дубликат свидетельства является, по сути, повторным экземпляром подлинника, имеющего юридическую силу документа. Соответственно, в нем содержатся сведения, идентичные указанным в утерянном, испорченном оригинале документа. Для этого в пустой бланк свидетельства о государственной регистрации вносятся сведения в точном соответствии с оригиналом.

В силу положений Гражданского кодекса Республики Беларусь и Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет) запись об исключении субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) вносится только в случаях ликвидации (прекращения деятельности) этого субъекта.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В этом случае, поскольку изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, юридическое лицо, к которому присоединяется другое, обязано внести в свой учредительный документ соответствующие изменения и представить их вместе с иными документами, предусмотренными пунктом 16 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом, в регистрирующий орган для их государственной регистрации.

Частью первой пункта 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (далее – Положение о регистрации), предусмотрено, что в случае изменения состава участников организации она обязана в двухмесячный срок внести в свой устав изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации.

Нахождение юридического лица в процессе ликвидации в соответствии с пунктом 1 статьи 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным вышеназванным Декретом, запрещают ему осуществлять операции по счетам и совершать сделки (действия), не связанные с ликвидацией.

Основной целью ликвидируемого юридического лица является завершение своей деятельности, направленное на прекращение всех материальных и нематериальных обязательств организации (завершение текущих дел, в том числе своевременное начисление и уплата налогов, выявление кредиторов и осуществление расчетов с ними, взыскание дебиторской задолженности и т.п.).

Таким образом, с момента принятия решения о ликвидации (вне зависимости от того, кем принято такое решение) юридическое лицо не вправе осуществлять какую-либо деятельность, не связанную с ликвидацией.

Основываясь на вышеизложенных нормах законодательства, а также учитывая тот факт, что требование части первой пункта 22 Положения о регистрации адресовано действующим юридическим лицам, очевидно, что государственная регистрация любого рода изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица, в том числе связанных с изменением состава участников, является прерогативой действующей организации, поскольку направлена на дальнейшее осуществление предпринимательской деятельности, и с процедурой ликвидации не совместима.

Не нужно. Подпунктом 10.4 пункта 10 статьи 285 Налогового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что от государственной пошлины освобождаются организации при внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы в случае изменения законодательства, согласно которому требуется внесение таких изменений и (или) дополнений.

Указ Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь», равно как и пункт 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, не обязывают организации обращаться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений в учредительные документы, связанных с изменением размера уставного фонда, в том числе в связи с деноминацией официальной денежной единицы Республики Беларусь.

Вместе с тем в связи с проведением деноминации постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 6 мая 2016 г. № 32 «О некоторых вопросах, связанных с деноминацией официальной денежной единицы Республики Беларусь» определен порядок пересчета стоимости ценных бумаг, а также конкретные обязанности их эмитентов, согласно которым акционерным обществам предписывается произвести пересчет номинальной стоимости акций и размера уставного фонда, а также государственную регистрацию соответствующих изменений и (или) дополнений в их уставы.

Поскольку законодательством на акционерные общества возложена обязанность по пересчету номинальной стоимости акций и обращению в установленном порядке за государственной регистрацией соответствующих изменений в устав, акционерные общества освобождаются от уплаты государственной пошлины за регистрацию таких изменений.

В соответствии с частью второй статьи 14 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-ХII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) устав хозяйственного общества должен содержать информацию о размере уставного фонда. При этом изменения и (или) дополнения в устав хозяйственного общества согласно части четвертой вышеназванной статьи Закона вносятся в случаях и порядке, установленных данным Законом и иными законодательными актами.

Пункт 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, устанавливает исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых коммерческие и некоммерческие организации в двухмесячный срок обязаны внести в свои уставы (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации.

Изменение размера уставного фонда организации, равно как и любых иных условий, которые в обязательном порядке должны содержаться в уставе юридического лица, влечет необходимость внесения в него соответствующих изменений и (или) дополнений.

Деноминация – это изменение номинала (нарицательной стоимости) денежных знаков для упорядочения их обращения и для упрощения расчетов.

Таким образом, «обрезание» нулей в сумме уставного фонда не есть изменение его размера.

При этом хозяйственное общество, действующее на основании своего устава, вправе вносить в него любые изменения с учетом норм законодательства и обращаться за их государственной регистрацией.

В соответствии с пунктом 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, при подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также представляют документы, подтверждающие их полномочия, в случае если они действуют от имени юридического или физического лица. В случае представления интересов иностранного юридического лица представляется копия нотариально удостоверенной доверенности.

При представлении в регистрирующем органе документа, подтверждающего намерение о создании коммерческой организации с делегированием полномочий одному из учредителей (в случае если их количество более трех) на подписание заявления о государственной регистрации,  в регистрационном деле должна остаться копия данного документа, верность которой вправе заверить уполномоченный сотрудник регистрирующего органа с указанием  должности, даты и проставлением подписи (в случае сверки с оригиналом).

В случае подачи заявления о государственной регистрации гражданином, представляющим интересы физического лица, в регистрирующий орган представляется доверенность, засвидетельствованная нотариально.

Согласно законодательству, полномочия руководителя могут быть подтверждены:

  • приказом о назначении на должность руководителя либо предоставлением его копии;

  • выпиской из протокола общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица об избрании руководителем организации;

  • трудовым договором (контрактом) или выпиской из него;

  • гражданско-правовым договором или выпиской из него.

Согласно пункту 14 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, в регистрирующий орган, наряду с иными документами, должен быть представлен устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf).

В случае представления электронной копии устава, которая не открывается (не читается), уполномоченный сотрудник регистрирующего органа вправе не осуществлять государственную регистрацию по основанию, указанному в абзаце втором пункта 24 вышеуказанного Положения: непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных Положением.

Согласно требованиям подпункта 1.92 пункта 1 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. № 20 «О согласовании наименований юридических  лиц» (далее - постановление  № 20) согласование наименований юридических лиц, содержащих наименование уже существующих юридических лиц, допускается только с разрешения существующего юридического лица.

Наименования действующих юридических лиц зачастую состоят (содержат) из слов (слова), имеющих общеупотребимое значение, то есть являются словами широкого распространения и одновременно не являются наименованием юридического лица, общепризнанного в Республике Беларусь и иностранных государствах («монтажстрой», «стройсервис», «долина», «мебель», «дизайн», «декор», «инвест», «пицца», «формат», «контроль», «реформа», «история», «завод» и т.д.).

В этой связи при согласовании наименований создаваемых юридических лиц разрешение на использование указанных слов представлять в регистрирующий орган не требуется. Названное разрешение подлежит представлению в случае использования в наименовании слов, имеющих отличительный признак, посредством которого наименование не будет отождествляться с наименованиями иных организаций, а также несущих наибольшую информативную и смысловую нагрузку всего наименования в целом.

В случае, если выбранное наименование ранее являлось наименованием действующего юридического лица, такое наименование может быть использовано при согласовании наименования организации, поскольку данный случай выходит за рамки действия подпункта 1.8.10 пункта 1 постановления № 20, предусматривающего запрет на согласование в качестве наименований (части наименований) наименования юридических лиц, исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наименования юридических лиц, в отношении которых в данный регистр внесена запись о прекращении деятельности, за исключением случаев обращения правопреемника прекратившего деятельность юридического лица.

Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» не установлены требования к оформлению устава организации и не возложена обязанность по надлежащему оформлению устава на регистрирующий орган.

Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» не установлены требования к оформлению устава организации и не возложена обязанность по надлежащему оформлению устава на регистрирующий орган.
В регистрирующий орган может быть представлен не прошитый устав организации. Поскольку заявителем предоставляется два экземпляра устава, один из которых остается в регистрационном деле, последующая возможная замена листов субъектом хозяйствования в оставшемся у него экземпляре и ответственность вплоть до уголовной, связанная с этим, лежит на заявителе.

В рассматриваемой ситуации делегирование полномочий на подписание заявления о государственной регистрации противоречит части третьей пункта 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», поскольку, во-первых, полномочия на подписание заявления стороннему физическому лицу переданы учредителем - физическим лицом, во-вторых, этот учредитель сам уполномочен остальными учредителями от имени всех на представление интересов в регистрирующем органе, в т.ч. на подписание заявления. Делегирование полномочий стороннему физическому лицу могло бы иметь место в случае, если бы это лицо представляло интересы учредителя - юридического лица и эти полномочия были бы предоставлены ему учредительным документом либо доверенностью.

Согласно требованиям подпункта 1.9-2 пункта 1 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. № 20 «О согласовании наименований юридических  лиц» (далее - постановление  № 20) согласование наименований юридических лиц, содержащих наименование уже существующих юридических лиц, допускается только с разрешения существующего юридического лица.
Наименования действующих юридических лиц зачастую состоят (содержат) из слов (слова), имеющих общеупотребимое значение, то есть являются словом широкого распространения и одновременно не являются наименованием юридического лица, общепризнанного в Республике Беларусь и иностранных государствах («монтажстрой», «стройсервис», «долина», «мебель», «дизайн», «декор», «инвест», «пицца», «формат», «контроль», «реформа», «история», «завод» и т.д.).
В этой связи при согласовании наименований создаваемых юридических лиц разрешение на использование указанных слов представлять в регистрирующий орган не требуется. Названное разрешение подлежит представлению в случае использования в наименовании слов, имеющих отличительный признак, посредством которого наименование не будет отождествляться с наименованиями иных организаций, а также несущих наибольшую информативную и смысловую нагрузку всего наименования в целом.
В случае, если выбранное наименование ранее являлось наименованием действующего юридического лица, такое наименование может быть использовано при согласовании наименования организации, поскольку данный случай выходит за рамки действия подпункта 1.8.10. пункта 1 постановления № 20, предусматривающего запрет на согласование в качестве наименований (части наименований) наименования юридических лиц, исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наименования юридических лиц, в отношении которых в данный регистр внесена запись о прекращении деятельности, за исключением случаев обращения правопреемника прекратившего деятельность юридического лица.

Согласно пункту 14 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», в регистрирующий орган, наряду с иными документами, должен быть представлен устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора)  в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf).
В случае представленного нечитаемого носителя электронной копии устава, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа вправе не осуществлять государственную регистрацию по основанию, указанному в абзаце втором пункта 24 вышеуказанного Положения, а именно -непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных Положением.

Исходя из общих положений гражданского и трудового законодательства, полномочия руководителя могут быть подтверждены приказом о назначении на должность руководителя либо предоставлением его копии, или выпиской из протокола общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица об избрании руководителем организации, или трудовым договором (контрактом) или выпиской из него, или гражданско-правовым договором или выпиской из него о сроке договора.

Формы свидетельств о государственной регистрации как юридического лица, так индивидуального предпринимателя, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2009г. № 114 «О некоторых вопросах государственной регистрации субъектов хозяйствования», предусматривают заполнение сведений о зарегистрированном субъекте хозяйствования или индивидуальном предпринимателе только в родительном падеже.

Исходя из общих положений гражданского и трудового законодательства, полномочия руководителя могут быть подтверждены приказом о назначении на должность руководителя либо предоставлением его копии, или выпиской из протокола общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица об избрании руководителем организации, или трудовым договором (контрактом) или выпиской из него, или гражданско-правовым договором или выпиской из него о сроке договора.

Обязанность заверения копий уставов регистрирующим органом (уполномоченным сотрудником регистрирующего органа) Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» не предусмотрена. Копию устава вправе заверить руководитель организации.
Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя может быть заверено уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, в порядке, предусмотренном пунктом 64 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4.
В частности, копия документа должна воспроизводить все реквизиты этого документа, в том числе реквизиты бланка. Для придания копии документа юридической силы она должна быть заверена (засвидетельствована) уполномоченным должностным лицом государственного органа. Отметка о заверении копии оформляется ниже реквизита «Подпись» и включает слово «Верно», наименование должности лица, заверившего копию, его собственноручную подпись, расшифровку подписи и дату заверения.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2009 г. № 114 «О некоторых вопросах государственной регистрации субъектов хозяйствования» свидетельства о государственной регистрации заверяются оттиском печати для заверения свидетельств и иных документов, выдаваемых субъекту хозяйствования по результатам государственной регистрации.
Таким образом, на свидетельстве о государственной регистрации субъектов хозяйствования проставляется любая печать, имеющаяся в регистрирующем органе (структурном подразделении регистрирующего органа, непосредственно осуществляющим функции регистрации).
На фотографии индивидуального предпринимателя печать дополнительно не проставляется.
Порядок проставления печати на документах, выдаваемых государственными органами, определен пунктом 62 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4.

наверх