Управление нотариата и загсов

Законодательство Республики Беларусь о браке и семье устанавливает порядок и условия заключения брака,  закрепляет права и обязанности членов семьи, порядок и условия прекращения брака, признания его недействительным, порядок регистрации актов гражданского состояния.

Статьей 12 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – Кодекс) определено, что брак – это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается на условиях, предусмотренных Кодексом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Республике Беларусь правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь, Кодексом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь (статья 228  Кодекса).

Статья 229 Кодекса регламентирует вопросы заключения браков иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

Браки между иностранными гражданами, а также между иностранными гражданами и лицами без гражданства заключаются в Республике Беларусь в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств и признаются на условиях взаимности действительными в Республике Беларусь, если эти лица в момент вступления в брак являлись гражданами государства, назначившего посла или консула в Республике Беларусь.

Браки между иностранными гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, лицами без гражданства, один из которых имеет разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, заключаются органами, регистрирующими акты гражданского состояния, Республики Беларусь (далее – органы загса Республики Беларуси) в соответствии с законодательством Республики Беларусь при условии предоставления документов и (или) сведений, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об административных процедурах.

Браки между иностранными гражданами, между лицами без гражданства, не имеющими разрешения на постоянное проживание в Беларуси, органами загса Республики Беларусь не регистрируются.

Браки граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства заключаются в Беларуси органами загса Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь при условии предоставления документов и (или) сведений, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об административных процедурах.

Регистрация заключения брака является административной процедурой, осуществляемой органами загса Республики Беларусь в соответствии с пунктом 5.2 главы 5 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Браки между гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь, заключаются в консульских учреждениях, а также дипломатических представительствах Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций (часть первая статьи 230 Кодекса).

В соответствии со статьей 198 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – Кодекс) органы, регистрирующие акты гражданского состояния, выдают справки, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния либо иные документы, содержащие сведения из записей актов гражданского состояния.

Порядок выдачи повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния регламентирован статьей 202 Кодекса.

Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния  (далее – повторные свидетельства) выдаются отделами записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах (далее – отделы загса), архивами органов, регистрирующих   акты гражданского   состояния, главных  управлений  юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее – архивы органов загса), консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций, а повторные свидетельства о рождении, о заключении брака, о расторжении брака - также Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов на основании записей актов гражданского состояния и метрических книг.

Повторные свидетельства выдаются лицам, на которых составлена запись акта гражданского состояния, по их заявлениям. Повторные свидетельства могут быть также выданы по доверенности лиц, имеющих в соответствии с законодательством право на их получение, удостоверенной в установленном порядке.

Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния в отношении лиц, признанных недееспособными, выдаются их опекунам, органам опеки и попечительства.

Повторные свидетельства о смерти выдаются родственникам и иным членам семьи умершего, опекунам, попечителям детей умершего, в том числе руководителям детских интернатных учреждений, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, в которых находятся дети умершего, а также органам опеки и попечительства.

Повторные свидетельства могут быть выданы по доверенности лиц, указанных в частях второй – четвертой статьи 202 Кодекса, удостоверенной в установленном порядке.

Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния не выдаются:

  • о заключении брака – в отношении брака, который прекращен или признан недействительным;

  • о рождении ребенка – родителю ребенка, в отношении которого он лишен родительских прав.

По вопросу получения повторного свидетельства заинтересованные лица могут обратиться с письменным заявлением в орган загса по месту жительства, а также в орган загса, архив органов загса по месту хранения соответствующей записи акта гражданского состояния.

Для получения повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния заинтересованные лица представляют документы, указанные в пункте 5.9 главы 5 перечня, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»: заявление; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий изменение фамилии или иных данных гражданина, – в случае их изменения; документ, подтверждающий внесение платы.

Размер государственной пошлины за выдачу повторного свидетельства составляет 1 базовую величину.

Срок осуществления данной административной процедуры 7 дней со дня подачи заявления – при наличии соответствующей записи акта гражданского состояния, а при отсутствии такой записи – 1 месяц. 

Согласно статье 198 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье органы, регистрирующие акты гражданского состояния (далее – органы загса), выдают справки, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния либо иные документы, содержащие сведения из записей актов гражданского состояния.

Выдача справок, содержащих сведения из записей актов гражданского состояния (о записи акта гражданского состояния, об отсутствии записи акта о заключении брака), и извещений об отсутствии записи акта гражданского состояния (далее, если не указано иное, – справки и извещения) является административной процедурой, осуществляемой органами загса в соответствии с пунктом 5.14 главы 5 перечня административных процедур, осуществляемых  государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых  государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Данная административная процедура осуществляется уполномоченными органами бесплатно. Срок осуществления данной административной процедуры 3 дня со дня подачи заявления – при наличии соответствующей записи акта гражданского состояния, при необходимости проведения специальной проверки – 15 дней, а при отсутствии такой записи – 1 месяц.

Для получения справки, извещения граждане представляют документы, указанные в вышеназванном пункте перечня.

Порядок выдачи справок и извещений определен Положением о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 1454 (далее – Положение).

По вопросу выдачи справки об отсутствии записи акта о заключении брака заинтересованное лицо (либо его представитель по доверенности, удостоверенной в установленном законодательством порядке) обращается в орган загса по месту жительства с письменным заявлением.

Орган загса осуществляет проверку наличия (отсутствия) записи акта о заключении брака в органе загса соответствующей административно-территориальной единицы и выдает справку об отсутствии записи акта о заключении брака для предоставления в компетентные органы иностранного государства для регистрации заключения брака.

Срок действия справки об отсутствии записи акта о заключении брака составляет 1 год.

В случае необходимости предоставления в компетентные органы иностранного государства информации о законодательстве Республики Беларусь, устанавливающем порядок выдачи справок об отсутствии записи акта о заключении брака, заинтересованное лицо может обратиться к нотариусу за свидетельствованием верности выписки из Кодекса Республики Беларусь о браке и семье и (или) Положения. Свидетельствование верности копий документов и выписок из документов является нотариальным действием, совершаемым нотариусами в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности».

наверх