Нотариат и ЗАГС

Основные задачи управления нотариата и загсов:
  • обеспечение регулирования нотариальной деятельности и руководства нотариатом в Республике Беларусь;

  • обеспечение контроля за соблюдением нотариусами, Белорусской нотариальной палатой, ее организационными структурами законодательства о нотариате;

  • общее и методическое руководство регистрацией актов гражданского состояния отделами записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, городскими (городов районного подчинения), поселковыми и сельскими исполнительными и распорядительными органами;

  • методическое руководство регистрацией актов гражданского состояния консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций;

  • обеспечение контроля за регистрацией актов гражданского состояния отделами записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, городскими (городов районного подчинения), поселковыми и сельскими исполнительными и распорядительными органами;

  • обеспечение выполнения функции Министерства юстиции Республики Беларусь по согласованию назначения и освобождения от должности руководителей отделов записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домов (Дворцов) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, а также заключению (продлению, прекращению действия) контрактов с указанными лицами;

  • обеспечение согласования кандидатур на должности руководителей архивами органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главных управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома;

  • ведение реестра нотариальных контор и нотариальных бюро;

  • ведение реестра свидетельств на осуществление нотариальной деятельности;

  • предварительное свидетельствование официальных документов, составленных на территории Республики Беларусь, исходящих из судов, главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, нотариальных архивов, а также от нотариусов, для консульской легализации.

О  нотариальной деятельности

По состоянию на 1 июля 2020 г. нотариальную деятельность в республике осуществляли 829 нотариусов в составе 212 нотариальных контор и 45 нотариальных бюро.

В первом полугодии 2020 г. нотариусами совершено более 540 тыс. нотариальных действий (в первом полугодии 2019 г. – более 635 тыс. нотариальных действий).

Из совершенных нотариальных действий в первом полугодии 2020 г. количество исполнительных надписей составило более 192 тыс., открытых наследственных дел – более 38 тыс. (в первом полугодии 2019 г. – более 201 тыс. исполнительных надписей и более 40 тыс. наследственных дел).

В первом полугодии 2020 г. количество нотариальных действий, при совершении которых нотариальный тариф не взыскивался, составило более 92 тыс., взыскивался частично – более 54 тыс. (в первом полугодии 2019 г. нотариальный тариф не взыскивался при совершении более 139 тыс. нотариальных действий, взыскивался частично – более 47 тыс.). Таким образом, количество нотариальных действий, совершенных с полным либо частичным освобождением обратившихся лиц от уплаты нотариального тарифа, в первом полугодии 2020 г. составило 27 %.

За первое полугодие 2020 г. нотариусами проведено более 25 тыс. бесплатных консультаций граждан, что в 2,7 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

Более 17 тыс. консультаций было организовано и проведено нотариусами дистанционно, что также являлось мерой поддержки и оказания бесплатной юридической помощи гражданам Беларуси, находящимся на территории иностранных государств и не имеющим возможности вернуться в Республику Беларусь в связи с распространением инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19.

Квалификационной комиссией по вопросам нотариальной деятельности проведено 15 заседаний, на которых рассмотрено 270 материалов.

По результатам рассмотрения выдано 7 свидетельств на осуществление нотариальной деятельности; аннулировано 14 свидетельств на осуществление нотариальной деятельности; приостановлены полномочия 4 нотариусов; возобновлены полномочия 6 нотариусов; внесены изменения в 1 свидетельство на осуществление нотариальной деятельности. Квалификационной комиссией по вопросам нотариальной деятельности рассмотрены материалы об аттестации в отношении 227 нотариусов.

В первом полугодии 2020 г. Министерством юстиции проведена значительная работа по совершенствованию законодательства о нотариате.

29 июня 2020 г. принят Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности».

Ключевые положения Закона вступают в силу с 3 января 2021 г. и касаются ряда важных аспектов организации нотариальной деятельности, компетенции нотариусов, уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, нотариальной тайны.

Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2020 г. № 368, направленное на совершенствование законодательства по вопросам взыскания нотариального тарифа и освобождения от его уплаты, а также уточнение перечня документов, на основании которых задолженность взыскивается на основании исполнительных надписей нотариусов.

В частности, с 1 июля 2020 г. арендодатели, за исключением коммерческих организаций, освобождены от уплаты нотариального тарифа за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности по арендной плате за нежилые помещения в зданиях, находящихся в государственной собственности. Также уточнены размеры нотариального тарифа за удостоверение нотариусом Соглашения о детях, составление и подготовку проекта такого Соглашения.

В целях совершенствования порядка удовлетворения бесспорных требований уточнен перечень документов, на основании которых задолженность производителей и поставщиков по плате за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки взыскивается на основании исполнительной надписи.

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 1 июня 2020 г. № 85 «Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 63» урегулированы процедурные вопросы удостоверения нотариусом Соглашения о детях и Соглашения о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов.

Одновременно положения указанного постановления направлены на уточнение порядка удостоверения договоров отчуждения жилых помещений, выдачи дубликата нотариального документа, удостоверения фактов, передачи заявления граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам
О деятельности органов, регистрирующих акты гражданского состояния

По состоянию на 1 июля 2020 г. в Республике Беларусь действует 147 отделов загса районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Дворец гражданских обрядов горисполкома, которые осуществляют 15 административных процедур по регистрации актов гражданского состояния. Функционирует 7 архивов органов загса главных управлений юстиции облисполкомов, Минского горисполкома.

В первом полугодии 2020 г. Министерством юстиции велась активная работа по совершенствованию законодательства в сфере регистрации актов гражданского состояния.

Внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 1454 «О порядке организации работы с гражданами в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение» и Положение о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния.

Согласно внесенным изменениям определено, что при обращении за регистрацией расторжения брака в соответствии со статьей 351 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье орган загса разъясняет супругам условия, при наличии которых расторжение брака может быть произведено органом загса, а также их право на участие в информационной встрече с медиатором.  Орган загса также сообщает супругам, что  информационная встреча с медиатором проводится на добровольной основе до проведения медиации и представляет собой беседу супругов с медиатором, в ходе которой им разъясняются цели, принципы и правила проведения медиации, права и обязанности сторон, порядок и правовые последствия заключения медиативного соглашения.

Также в соответствии с внесенными изменениями установлено, что после внесения изменений, дополнений, исправлений в запись акта гражданского состояния заявителю может быть выдано как свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, так и справка, содержащая сведения из записи акта гражданского состояния.

Постановлением Министерства юстиции от 29 июня 2020 г. № 101 внесены изменения в форму заявления о регистрации расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе. В заявлении о расторжении брака предусмотрено подтверждение супругами разъяснения органом загса их права на участие в информационной встрече с медиатором.

Также 29 июня 2020 г. Министерством юстиции принято постановление № 102, которым скорректирован порядок оформления свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, выдаваемых повторно.

В настоящее время Министерством юстиции проводятся мероприятия по организации создания единой информационной системы записей актов гражданского состояния

наверх