Ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования

Решение о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя связано с волеизъявлением гражданина. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, может возобновить предпринимательскую деятельность до момента принятия решения регистрирующего органа об исключении предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР). В этом случае индивидуальному предпринимателю необходимо подать в регистрирующий орган заявление об отмене ранее принятого решения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

На основании такого заявления регистрирующий орган вносит соответствующие сведения в ЕГР и посредством автоматизированной информационной системы «Взаимодействие» передает необходимую информацию в налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, обособленное подразделение РУП «Белгосстрах», территориальный (городской или районный) архив.

Таким же образом разрешается ситуация при поступлении в регистрирующий орган заявления и решения собственника имущества унитарного предприятия, либо протокола учредителей (участников) юридического лица иной организационно-правовой формы об отмене решения о ликвидации.

В соответствии с пунктом 19 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (далее – Положение о ликвидации), ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) в судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством.

Пункты 8 и 9 Положения о ликвидации применяются в случае добровольного принятия решения о ликвидации собственником имущества (учредителем, участником) либо органом этого юридического лица, уполномоченным на то уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).

Ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в судебном порядке является исключительной мерой воздействия за допущенные нарушения законодательства.

Ликвидационной комиссией, созданной по решению экономического суда, производятся действия по погашению кредиторской задолженности и выявлению дебиторской задолженности. Подтверждение факта отсутствия задолженности перед кредиторами, которыми также являются государственные органы и организации в рамках вышеназванного Декрета, является обязанностью ликвидационной комиссии.

Таким образом, пункты 8 и 9 Положения о ликвидации в случае осуществления ликвидации в судебном порядке не применяются.

При поступлении в регистрирующий орган представления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием решение регистрирующего органа о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования и об исключении субъекта из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) принимается одномоментно.

Ранее принятое решение регистрирующего органа о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования не является препятствием к завершению процедуры ликвидации субъекта хозяйствования по новому основанию. В этом случае, при получении представления (предложения) о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием регистрирующим органам достаточно принять решение о внесении записи об исключении этого субъекта хозяйствования из ЕГР без повторного принятия решения о ликвидации.

В  случае прекращения процесса ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), сведения об этом с указанием на соответствующее решение и дату его принятия должны быть представлены юридическим лицом в регистрирующий орган.

В этом случае порядок отмены процедуры ликвидации должен осуществляться по аналогии с порядком ликвидации: в регистрирующий орган представляется заявление субъекта хозяйствования с просьбой о внесении в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений об отмене процедуры его ликвидации, содержащее дату принятия такого решения и сведения о назначенном руководителе, и само решение (для юридических лиц).

Кроме того поскольку размещаемые на сайте журнала «Юстиция Беларуси» сведения о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования содержат также дату отмены решения о его ликвидации (прекращении деятельности), субъекту хозяйствования по аналогии с процедурой ликвидации целесообразно было бы также письменно уведомить своих кредиторов об отмене решения о ликвидации.

В соответствии с частью третьей пункта 6 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев.

Установленная форма заявлений о ликвидации юридического лица и прекращении деятельности индивидуального предпринимателя содержит сведения о сроке ликвидации (прекращении деятельности), необходимые для заполнения заявителями и, соответственно, внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регистрирующим органом.

Нарушение сроков ликвидации субъектом хозяйствования согласно абзацу шестому подпункта 3.2 пункта 3 вышеназванного Положения может явиться основанием для обращения кредиторов, уполномоченных государственных органов в экономический суд с иском о ликвидации такого юридического лица.

Согласно части третьей статьи 151 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» основанием для внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является определение экономического суда о завершении ликвидационного производства, представляемое управляющим в регистрирующий орган в течение пятнадцати дней после вступления его в законную силу.

Исключение субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) возможно при отсутствии у субъекта хозяйствования задолженности по соответствующим платежам и исполнении им соответствующих обязательств, что подтверждается справками (сведениями), полученными от уполномоченных государственных органов, организаций.

При их получении регистрирующему органу следует обращать внимание на сроки действия справок о наличии (отсутствии) задолженности по соответствующим платежам и самостоятельно оценивать, насколько продолжительным оказался период представления документов, необходимых для завершения процедуры ликвидации субъекта хозяйствования.

В случае, если до истечения срока, указанного в пункте 9 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, срок действия представленных ранее справок истек, регистрирующему органу при принятии решения об исключении субъекта хозяйствования из ЕГР необходимо сделать повторный запрос в соответствующий орган на выдачу справки о наличии (отсутствии) задолженности перед ним.

наверх