Ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования

В  случае прекращения процесса ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), сведения об этом с указанием на соответствующее решение и дату его принятия должны быть представлены юридическим лицом в регистрирующий орган.
В этом случае порядок отмены процедуры ликвидации должен осуществляться по аналогии с порядком ликвидации: в регистрирующий орган представляется заявление субъекта хозяйствования с просьбой о внесении в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений об отмене процедуры его ликвидации, содержащее дату принятия такого решения и сведения о назначенном руководителе, и само решение (для юридических лиц).
Кроме того поскольку размещаемые на сайте журнала «Юстиция Беларуси» сведения о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования содержат также дату отмены решения о его ликвидации (прекращении деятельности), субъекту хозяйствования по аналогии с процедурой ликвидации целесообразно было бы также письменно уведомить своих кредиторов об отмене решения о ликвидации.

В соответствии с частью третьей пункта 6 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев.
Установленная форма заявлений о ликвидации юридического лица и прекращении деятельности индивидуального предпринимателя содержит сведения о сроке ликвидации (прекращении деятельности), необходимые для заполнения заявителями и, соответственно, внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регистрирующим органом.
Нарушение сроков ликвидации субъектом хозяйствования согласно абзацу шестому подпункта 3.2 пункта 3 вышеназванного Положения может явиться основанием для обращения кредиторов, уполномоченных государственных органов в экономический суд с иском о ликвидации такого юридического лица.

Согласно части третьей статьи 151 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) основанием для внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является определение экономического суда о завершении ликвидационного производства, представляемое управляющим в регистрирующий орган в течение пятнадцати дней после вступления его в законную силу.
При этом невыполнение управляющим установленной частью второй статьи 151 Закона обязанности по представлению в регистрирующий орган, кроме названного определения, документов, подтверждающих закрытие текущего (расчетного) и иных счетов в банке, а также печатей и штампов организации либо заявления ее учредителей (участников) об их неизготовлении или сведений о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате не является основанием для неисключения субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Представленные управляющим документы приобщаются регистрирующими органами к регистрационному делу субъекта хозяйствования.

Исключение субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможно при отсутствии у субъекта хозяйствования задолженности по соответствующим платежам и исполнении им соответствующих обязательств, что подтверждается справками (сведениями), полученными от уполномоченных государственных органов, организаций.
При их получении регистрирующему органу следует обращать внимание на сроки действия справок о наличии (отсутствии) задолженности по соответствующим платежам и самостоятельно оценивать, насколько продолжительным оказался период представления документов, необходимых для завершения процедуры ликвидации субъекта хозяйствования.
В случае, если до истечения срока, указанного в пункте 9 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», срок действия представленных ранее справок истек, регистрирующему органу при принятии решения об исключении субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо сделать повторный запрос в соответствующий орган на выдачу справки о наличии (отсутствии) задолженности перед ним.

Процедура отмены ранее принятого решения об исключении юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее - Декрет № 1) не регламентирована.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Гражданского кодекса Республики Беларусь, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.
Исключение из ЕГР юридического лица происходит, как правило, только после завершения процедуры ликвидации (ликвидационного производства в деле о банкротстве) и получения регистрирующим органом всех документов, необходимых для исключения из ЕГР. Неправомерное принятие решения об исключении из ЕГР после завершения процедуры ликвидации по решению собственника либо самого регистрирующего органа может иметь место в случае принятия регистрирующим органом решения при отсутствии полного пакета документов, предусмотренных Декретом № 1. Это, в свою очередь, является нарушением сотрудниками регистрирующих органов своих должностных обязанностей и влечет ответственность в соответствии с законодательством.
При ликвидации юридического лица по решению экономического суда, основанием для внесения записи об исключении организации из ЕГР является решение (определение) экономического суда. Регистрирующий орган не проверяет и не вправе проверять правомерность принятого судом решения.
Таким образом, учитывая, что момент прекращения правоспособности юридического лица определяется моментом внесения записи в ЕГР об исключении организации из регистра, признать действия регистрирующего органа об исключении организации из ЕГР неправомерным может исключительно суд.

В рассматриваемой ситуации регистрирующему органу следует обращать внимание на возможность наличия юридического лица, у которого прекращена правоспособность, правопреемства, возникающего вследствие прекращения деятельности в результате реорганизации организации в какой-либо предусмотренной законодательством форме.
При отсутствии правопреемников вопрос о ликвидации организации, по решению собственника имущества (учредителя, участника), исключенного из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ставиться не может, т.к. некому принять решение о ликвидации юридического лица.
В этом случае ликвидация организации возможна в упрощенном порядке, предусмотренном подпунктом 3.3. пункта 3 и пунктом 14 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
При этом, согласно постановлению Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» при ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обеспечить выход ликвидируемого юридического лица из состава учредителей (участников) других юридических лиц - коммерческих организаций в целях выявления имущества и его возврата.

При поступлении в регистрирующий орган представления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием решение регистрирующего органа о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования и об исключении субъекта из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принимается одномоментно.
Ранее принятое решение регистрирующего органа о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования не является препятствием к завершению процедуры ликвидации субъекта хозяйствования по новому основанию. В этом случае, при получении представления (предложения) о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием, регистрирующим органам достаточно принять решение о внесении записи об исключении этого субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без повторного принятия решения о ликвидации.

В соответствии с пунктом 19 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее-Положение о ликвидации), ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) в судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством.
Пункты 8 и 9 Положения о ликвидации применяются в случае добровольного принятия решения о ликвидации собственником имущества (учредителем, участником) либо органом этого юридического лица, уполномоченным на то уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).
Ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в судебном порядке является исключительной мерой воздействия за допущенные нарушения законодательства.
Ликвидационной комиссией, созданной по решению экономического суда, производятся действия по погашению кредиторской задолженности и выявлению дебиторской задолженности. Подтверждение факта отсутствия задолженности перед кредиторами, которыми также являются государственные органы и организации в рамках вышеназванного Декрета, является обязанностью ликвидационной комиссии.
Таким образом, пункты 8 и 9 Положения о ликвидации в случае осуществления ликвидации в судебном порядке не применяются.

Общие нормы о ликвидации юридических лиц определены в статьях 59-62 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» регулирует вопросы проведения ликвидационной процедуры в судебном порядке.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 18 после утверждения определением экономического суда ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) в срок, установленный судом, обязана представить в регистрирующий орган документы, предусмотренные пунктом 13 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», а также  сведения о сдаче на хранение в архив документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников. Доказательства выполнения такой обязанности, а также принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении юридического лица (индивидуального предпринимателя) из этого регистра, представляются ликвидационной комиссией (ликвидатором) экономическому суду и приобщаются к материалам дела.

Решение о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя связано с волеизъявлением гражданина. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, может возобновить предпринимательскую деятельность до момента принятия решения регистрирующего органа об исключении последнего из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее-ЕГР). В этом случае индивидуальным предпринимателем в регистрирующий орган должно быть подано заявление об отмене ранее принятого решения о прекращении деятельности.
На основании такого заявления регистрирующий орган вносит соответствующие сведения в ЕГР и посредством автоматизированной информационной системы «Взаимодействие» уведомляет налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, обособленное подразделение РУП «Белгосстрах», территориальный (городской или районный) архив.

наверх