О развитии нотариата и загсов

Развитие нотариата и нотариальной деятельности

Задачами нотариальной деятельности являются обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий; нотариальное удостоверение сделок, бесспорных прав и фактов в целях придания им юридической достоверности и обеспечения стабильности гражданского оборота; оказание юридической помощи в порядке, установленном законодательством; формирование уважительного отношения к закону.

Министерство юстиции со дня своего образования осуществляет руководство нотариатом. Документально развитие нотариата прослеживается с момента образования в феврале 1919 года Наркомата юстиции ССРБ.

Одним из наиболее значимых актов советского периода, регулирующих вопросы нотариальной деятельности, является Закон Белорусской Советской Социалистической Республики от 30 апреля 1974 г. № 216-VIII «О государственном нотариате». В соответствии с указанным законом руководство государственным нотариатом осуществлялось Советом Министров СССР, Советом Министров БССР, исполнительными комитетами областных, районных, городских Советов депутатов трудящихся, Министерством юстиции СССР, Министерством юстиции БССР.

Нотариальные действия совершались в нотариальных конторах, а в населенных пунктах, где их не было, - исполнительными комитетами городских, поселковых, сельских Советов депутатов трудящихся, за границей - консульскими учреждениями.

С учетом новых социально-экономических условий в 1993 году в г. Минске в порядке эксперимента частной нотариальной практики было выдано 15 лицензий на занятие частной нотариальной практикой. С февраля 1994 года эксперимент был распространен по всей республике и нотариусы получили возможность осуществлять нотариальную деятельность в качестве частных нотариусов. К 1996 году было выдано более 100 лицензий на занятие частной нотариальной практикой.

Министерство юстиции было инициатором перехода государственных и частных нотариусов на работу по принципу «одно окно», в связи с чем был разработан и в последующем принят Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. №220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий». Нотариусы первыми в стране апробировали новые условия работы. В последующем принцип «одно окно» был введен и в иных государственных органах и организациях.

Министерство юстиции является разработчиком нескольких сотен нормативных правовых актов, регулирующих сферу нотариальной деятельности, как основополагающих – Декрета Президента Республики Беларусь от 3 мая 1997 г. №12 «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь», Указа Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2000 г. №38 «Об утверждении Положения о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь», Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», так и регулирующих его деятельность на правительственном и ведомственном уровнях.

В 2013 году Министерством юстиции был разработан Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь» и весь сопутствующий массив нормативно-правовой базы, позволившей за несколько месяцев провести уникальную реформу нотариата – вывести нотариусов из государственного подчинения и финансирования, обеспечив возможность осуществления ими деятельности с января 2014 года на условиях самоуправления и самофинансирования путем объединения в некоммерческую организацию – Белорусскую нотариальную палату.

Белорусской нотариальной палате были предоставлены полномочия по организации нотариального обслуживания и методическому руководству нотариатом. За Министерством юстиции остались функции руководства нотариатом, регулирования нотариальной деятельности и контроля за соблюдением нотариусами законодательства о нотариате.

Статус нотариуса как публичного должностного лица, получающего полномочия от государства и реализующего их от его имени и под его контролем, не изменился.

С первых дней реформы усилия министерства были направлены на поддержание престижа и авторитета нотариата, функционирующего в новых условиях, повышение качества работы нотариусов и его профессионального уровня.

За период, в течение которого нотариусы работают на условиях самоуправления и самофинансирования, произошли немаловажные изменения. В целях комплексного оказания нотариусом юридической помощи были расширены задачи нотариальной деятельности. В компетенцию нотариусов была передана основная часть бесспорных требований, которые ранее рассматривались в приказном производстве экономическими судами. В настоящее время продолжается работа над расширением перечня бесспорных требований, которые могут быть удовлетворены на основании исполнительной надписи нотариуса.

Нотариусы наделены правом представления электронных документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также выступать в качестве информационного посредника при государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Министерством юстиции успешно выполнена поставленная Главой государства задача по обеспечению внедрения с 1 января 2017 года Белорусской нотариальной палатой в нотариальных конторах и нотариальных бюро единой электронной системы учета нотариальных действий и наследственных дел.

Развитие органов записи актов гражданского состояния

История образования органов записи актов гражданского состояния связана с рождением советского государства. Созданные в первые месяцы жизни нового государства отделы записи браков и рождений приняли на себя функции, выполнявшиеся в царской России церковью. До их образования регистрацией рождений, браков и смертей занимались церковные учреждения различных конфессий.

После принятия 18 декабря 1917 года Декрета ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» на территории республики стали действовать отделы записей браков и рождений, которые в последующем переименовывались в бюро, отделы записи актов гражданского состояния Советов депутатов, местных исполкомов, и с 1957 года вошли в систему Министерства юстиции.

В настоящее время в республике регистрацию актов гражданского состояния осуществляют отделы загса районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Дворец гражданских обрядов Минского горисполкома, поселковые и сельские исполнительные и распорядительные органы, за ее пределами – загранучреждения Республики Беларусь.

Отделы записи актов гражданского состояния являются структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов и подчиняются им по общим вопросам своей деятельности, а также входят в систему Министерства юстиции и подчиняются ему по вопросам реализации государственной политики в сфере юстиции.

Управлением нотариата и загсов постоянно ведется работа по совершенствованию и упрощению регистрация актов гражданского состояния. Инициируются и разрабатываются изменения в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. Введены новации, позволившие упростить процедуру подачи заявления на регистрацию брака, обеспечить возможность реализации права на заключение брака на территории нашего государства лицами, не являющимися гражданами Республики Беларусь, обеспечить шаговую доступность на осуществление административной процедуры по внесению изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния, а также регистрацию расторжения брака органами загса в связи с передачей в их компетенцию из судов расторжения браков супругов по взаимному согласию, не имеющих общих несовершеннолетних детей, и спора об имуществе и другие.

Обобщается практика работы органов, регистрирующих акты гражданского состояния. Например, была обобщена практика деятельности архивов органов загса по осуществлению административных процедур; результаты выборочных проверок поссельисполкомов; практика работы органов загса по регистрации заключения брака, оказанию дополнительных платных услуг по обеспечению торжественной обстановки регистрации заключения брака.

По результатам обобщения были инициированы изменения в регулирование сферы оказания органами загса дополнительных платных услуг, связанных с регистрацией актов гражданского состояния, и разработано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 октября 2016 г. №826 «Об оказании дополнительных платных услуг органами, регистрирующими акты гражданского состояния».

Услуги по обеспечению торжественной обстановки регистрации актов гражданского состояния пользуются особой популярностью у населения республики. Традиционным стало проведение торжественных регистраций заключения браков по индивидуальным сценариям, регистраций заключения браков не только в помещениях отделов загса, но и в исторических и памятных местах. Новобрачные активно используют эту возможность и заключают браки в Мирском замке, Несвижской ратуше и замке, концертном зале «Верхний город» в городе Минске и многих других аналогичных местах. Это содействует укреплению позитивного имиджа не только конкретного органа регистрации, но и государственных служб в целом, делает события особенно торжественными и памятными для их участников.

Министерством юстиции учрежден и с 2010 года проводится Республиканский смотр-конкурс профессионального мастерства работников органов, регистрирующих акты гражданского состояния, целью которого, прежде всего, является совершенствование профессионального мастерства этих работников в сфере проведения торжественных регистраций и юбилеев семейной жизни.

Конкурс проводится в трех номинациях: «Лучший ведущий по проведению торжественного обряда – регистрация заключения брака», «Лучший ведущий по проведению торжественного обряда – регистрация рождения», «Лучший ведущий по проведению юбилейного торжества».

Сотрудники министерства входят в состав международных рабочих групп по вопросам деятельности органов загса. Являются постоянными членами рабочей группы по вопросам взаимодействия органов загса Республики Беларусь и Российской Федерации Объединенной коллегии министерств юстиции государств – участников Союзного государства.

Вышеуказанное позволяет проводить системный и всесторонний анализ законодательства в указанной сфере, вносить предложения по его совершенствованию, оперативно решать вопросы применения положений международных соглашений, определять единые подходы, касающиеся правоприменительной практики органов загса соответствующих государств.

наверх