Нормотворческая деятельность в сфере государственного строительства

«Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией». Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

Сфера государственного строительства охватывает общественные отношения, которые проистекают из правовых основ устройства государства, его природы и направлены на реализацию прав и свобод человека, взаимодействие человека с государственными институтами, создание возможностей для достойного и всестороннего развития личности.

Совершенствование законодательства в сфере государственного строительства – один из основных способов участия Министерства юстиции Республики Беларусь в дальнейшем развитии системообразующих для нашей страны правовых норм в частности и государства в целом.

Актуализация законодательства в сфере государственного строительства постоянно востребована. Общество и государство динамично развиваются, порождая тем самым потребность в нормотворчестве с целью уточнения действующих правовых норм или внедрения новаций.

Главным управлением нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства осуществляется разработка проектов нормативных правовых актов, проведение обязательной юридической экспертизы проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также согласование проектов законов, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь.

Основополагающими нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок нормотворческого процесса, являются Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 года «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о нормативных правовых актах).

Подготовку проекта нормативного правового акта осуществляет соответствующий государственный орган. Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями).

После согласования проект направляется на обязательную юридическую экспертизу. В зависимости от вида нормативного правового акта Законом о нормативных правовых актах определены субъекты юридической экспертизы.

В отношении проектов постановлений Правительства такую экспертизу осуществляет Министерство юстиции (уполномоченное структурное подразделение Аппарата Совета Министров).

Порядок направления проектов решений Правительства на обязательную юридическую экспертизу в Министерство юстиции, а также перечень необходимых документов закреплены в Регламенте Совета Министров Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193.

Что касается подготовки самого заключения обязательной юридической экспертизы проекта постановления, то Законом о нормативных правовых актах определены критерии оценки проектов при проведении их обязательной юридической экспертизы.

Основными из них являются:

  • соответствие Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам и иным нормативным правовым актам большей юридической силы, совместимость с нормативными правовыми актами одинаковой юридической силы по отношению к проекту нормативного правового акта;
  • соблюдение требований нормотворческой техники;
  • соответствие международным договорам и иным международно-правовым актам, в том числе требованиям унификации и гармонизации законодательства в рамках интеграционных объединений, участницей которых является Республика Беларусь.

Проведение юридической экспертизы проектов постановлений Совета Министров осуществляется на принципах, присущих нормотворческой деятельности. К их числу относятся:

  • конституционности (законности);
  • приоритета общепризнанных принципов международного права;
  • гуманизма;
  • защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества и государства, социальной справедливости;
  • гласности;
  • научности;
  • социально-экономической обусловленности;
  • системности и комплексности правового регулирования общественных отношений;
  • стабильности правового регулирования общественных отношений.

Результатом рассмотрения проекта постановления Правительства в Министерстве юстиции является заключение обязательной юридической экспертизы.

После проведения обязательной юридической экспертизы проекты нормативных правовых актов подлежат криминологической экспертизе на предмет выявления в них норм, применение которых может повлечь возникновение криминогенных последствий в различных сферах общественных отношений. Случаи и порядок проведения криминологической экспертизы установлены Президентом Республики Беларусь.

Помимо этого, с 12 августа 2019 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 10 июля 2019 г. № 265 «О совершенствовании нормотворческой деятельности». Названным Указом на Министерство юстиции возложена ответственность за юридическое качество проекта правового акта Президента Республики Беларусь, в том числе его соответствие требованиям нормотворческой техники.

Главное управление нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства на постоянной основе оказывает содействие представителям государственных органов в разъяснении порядка подготовки проектов нормативных правовых актов, в том числе путем направления методических рекомендаций.

Деятельность главного управления нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства характеризуется высокой интенсивностью, в том числе большим количеством подготавливаемых проектов нормативных правовых актов. Количество документов, поступающих на рассмотрение в главное управление, на протяжении последних лет остается стабильно высоким.

Активная работа ведется главным управлением по совершенствованию законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, административных процедур, нормотворческой деятельности.

Таким образом, деятельность главного управления направлена на обеспечение реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан, развитие конституционных ценностей, а также незыблемость устоев народовластия и конституционного строя.

наверх