Нормотворческая деятельность в сфере государственного строительства

«Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией». Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

Сфера государственного строительства охватывает общественные отношения, которые проистекают из правовых основ устройства государства, его природы и направлены на реализацию прав и свобод человека, взаимодействие человека с государственными институтами, создание возможностей для достойного и всестороннего развития личности.

Совершенствование законодательства Республики Беларусь в сфере государственного строительства – один из основных способов участия Министерства юстиции Республики Беларусь в дальнейшем развитии системообразующих для нашей страны правовых норм в частности и государства в целом.

Актуализация законодательства в сфере государственного строительства постоянно востребована. Общество и государство динамично развиваются, порождая тем самым потребность в нормотворчестве с целью уточнения действующих правовых норм или внедрения новаций.

Главным управлением нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства осуществляется разработка проектов нормативных правовых актов, проведение обязательной юридической экспертизы проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также согласование проектов законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь.

Основополагающими нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок нормотворческого процесса, являются Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь
от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон о нормативных правовых актах) и Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» (далее – Указ).

Подготовку проекта нормативного правового акта осуществляет соответствующий нормотворческий орган. Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями).

После согласования проект направляется на обязательную юридическую экспертизу. В зависимости от вида нормативного правового акта Законом о нормативных правовых актах определены субъекты юридической экспертизы.

В отношении проектов постановлений Правительства такую экспертизу осуществляет Министерство юстиции (уполномоченное структурное подразделение Аппарата Совета Министров).

Порядок направления проектов решений Правительства на обязательную юридическую экспертизу в Министерство юстиции, а также перечень необходимых документов закреплены в Регламенте Совета Министров Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193.

Так, к проекту постановления Совета Министров, направляемому в Министерство юстиции для проведения его обязательной юридической экспертизы, должны прилагаться следующие документы:

  • сопроводительное письмо;

  • обоснование необходимости принятия постановления;

  • финансово-экономическое обоснование;

  • список лиц, участвовавших в подготовке проекта постановления;

  • информация о согласовании (визировании) проекта постановления заинтересованными госорганами;

  • иные документы, относящиеся к проекту постановления (по усмотрению разработчика).

Что касается подготовки самого заключения обязательной юридической экспертизы проекта постановления, то вышеупомянутым Указом определены критерии оценки проектов при проведении их обязательной юридической экспертизы.

Основными из них являются:

  • соответствие проекта постановления Конституции Республики Беларусь, актам Президента, законам Республики Беларусь;

  • соблюдение требований нормотворческой техники.

Проведение юридической экспертизы проектов постановлений Совета Министров осуществляется на принципах, присущих нормотворческой деятельности. К их числу относятся:

  • принцип конституционности;

  • принцип защиты прав и свобод, законных интересов граждан;

  • принцип соответствия актов нижестоящих госорганов актам Главы государства и вышестоящих государственных органов;

  • принцип приоритета общепризнанных принципов международного права;

  • принцип научности.

Результатом рассмотрения проекта постановления в Министерстве юстиции является заключение обязательной юридической экспертизы.

После проведения обязательной юридической экспертизы проекты нормативных правовых актов подлежат криминологической экспертизе на предмет выявления в них норм, применение которых может повлечь возникновение криминогенных последствий в различных сферах общественных отношений. Случаи и порядок проведения криминологической экспертизы установлены Президентом Республики Беларусь.

Деятельность главного управления нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства характеризуется высокой интенсивностью, в том числе большим количеством подготавливаемых проектов нормативных правовых актов. Количество документов, поступающих на рассмотрение в главное управление, на протяжении последних лет остается стабильно высоким.

Активная работа ведется главным управлением по совершенствованию законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, административных процедур, нормотворческой деятельности.

Таким образом, деятельность главного управления направлена на обеспечение реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан, развитие конституционных ценностей, а также незыблемость устоев народовластия и конституционного строя.
наверх