Обсуждение проектов нормативных правовых актов

В данном разделе с учетом положений подпункта 9.4 пункта 9 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2012 г. № 247 «Об организации общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов по развитию предпринимательства, вопросов осуществления предпринимательской деятельности и внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2070» содержится информация о подготовке Министерством юстиции подлежащих общественному обсуждению проектов нормативных правовых актов, которые могут оказывать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности.

Подведены итоги общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы риэлтерской деятельности.

Подведены итоги общественного обсуждения проектов Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» и постановления Совета Министров Республики Беларусь «О тарифах на риэлтерские услуги и порядке их оплаты» (далее – проекты). Организатор публичного обсуждения – Министерство юстиции Республики Беларусь.

Предмет правового регулирования проектов – установление дополнительных механизмов и инструментов, обеспечивающих надлежащее качество оказания риэлтерских услуг, совершенствование системы и порядка их оплаты, отмена государственного регулирования цен на риэлтерские услуги, связанные с объектами нежилого фонда, а также на риэлтерские услуги, оказываемые юридическим лицам.

Публичное обсуждение проектов осуществлялось в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси»
 в период с 24 мая 2019 г. по 3 июня 2019 г. Также замечания и предложения по проектам можно было направлять организатору общественного обсуждения на электронный адрес.

Количество участников общественного обсуждения не было ограничено, любое заинтересованное лицо могло высказать свои замечания и предложения.

Всего по проектам поступило 210 сообщений от 131 участника, включая представителей риэлтерских организаций. При этом ряд сообщений были сходными по сути, отдельные из них не содержали конкретных замечаний либо предложений по существу предмета публичного обсуждения.

Относительно поступивших по структурным элементам проектов замечаний и предложений следует отметить, что основными вопросами обсуждения стали:

государственное регулирование тарифов на риэлтерские услуги;

оплата риэлтерских услуг продавцом и покупателем, участвующими в одной сделке с объектом недвижимого имущества;

предъявляемые к претендентам на получение свидетельства об аттестации риэлтера требования;

оказание риэлтерских услуг государственными коммерческими организациями и территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Большинство предложений касалось вопроса ценообразования в сфере оказания риэлтерских услуг. При этом анализ данных предложений свидетельствует об отсутствии единого мнения по названному вопросу, в том числе среди представителей риэлтерских организаций. Так, отдельные из них предлагают полную отмену ценового регулирования в сфере риэлтерской деятельности, в то время как другие указали о необходимости его сохранения в том либо ином виде. По мнению последних, отмена тарифов на риэлтерские услуги приведет к разбалансированности рынка риэлтерских услуг, ограничит возможности развития малого бизнеса. Часть участвующих в обсуждении высказались за сохранение ныне действующих тарифов на риэлтерские услуги, установленных в виде четко фиксированной величины.

Отдельные участники общественного обсуждения поддержали нормы проектов, которые исключают предоплату за оказание риэлтерских услуг по представлению информации на объекты недвижимого имущества в целях заключения договора найма и предусматривают, что оплата таких услуг производится только по факту подбора для потребителя соответствующего условиям заключенного с ним договора объекта недвижимого имущества. Также полагают необходимым установить запрет одной и той же риэлтерской организации выступать одновременно на стороне и покупателя, и продавца в одной сделке с объектом недвижимого имущества.

Поступившие по структурным элементам проектов замечания и предложения будут рассмотрены и при необходимости учтены при доработке проектов.

наверх