Документы, представляемые для проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов

Документы, представляемые для проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов

Для проведения обязательной юридической экспертизы нормотворческий орган представляет в Министерство юстиции, главные управления юстиции облисполкомов:

  1. Нормативный правовой акт.

    Нормативный правовой акт представляется в виде электронного документа или файла с текстом этого нормативного правового акта, соответствующий тексту оригинала на бумажном носителе, удостоверенный электронной цифровой подписью.

    В исключительных случаях при невозможности представления нормативного правового акта по независящим от государственных органов причинам нормативный правовой акт представляется в виде оригинала (оригиналов по количеству нормотворческих органов) и двух его (их) копий на бумажных носителях с одновременным представлением электронной копии нормативного правового акта.

    Оформление в виде электронного документа или файла с текстом нормативного правового акта осуществляется в соответствии с требованиями, закрепленными в постановлении Министерства юстиции Республики Беларусь от 10 октября 2018 г. № 193 «Об отдельных требованиях к оформлению нормативных правовых актов и взаимодействии Министерства юстиции с Национальным центром правовой информации» ( далее – постановление № 193).

  2. Cопроводительное письмо.

    В сопроводительном письме указывается информация о работниках структурных подразделений нормотворческого органа, ответственных за разработку нормативного правового акта, а также о представителях юридической службы, осуществлявших обязательную юридическую экспертизу проекта нормативного правового акта, с указанием занимаемых ими должностей, фамилий, собственного имени, отчеств (если таковые имеются) и рабочих номеров телефонов.

    Сопроводительное письмо должно быть подписано руководителем нормотворческого органа, принявшего (издавшего) нормативный правовой акт, или его заместителем, управляющим делами облисполкома, Минского горисполкома, райгорисполкома.

    При представлении посредством использования АИС НРПА сопроводительное письмо не прилагается.

  3. Обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта, включая финансово-экономическое обоснование.

    Обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта в соответствии со статьей 50 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» должно содержать следующую информацию:

    • о целях подготовки нормативного правового акта, предмете правового регулирования его структурных элементов, изменяющих существующее правовое регулирование;

    • о проведенном анализе законодательства Республики Беларусь и практики его применения, законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, относящихся к предмету правового регулирования нормативного правового акта;

    • о всестороннем и объективном прогнозе предполагаемых последствий принятия (издания) нормативного правового акта;

    • о перечне нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению и (или) дополнению, а также разработке в связи с их принятием (изданием) нормативного правового акта (при их наличии).

    Финансово-экономическое обоснование оформляется в соответствии с требованиями, установленными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 30 июня 2009 г. № 88/124 «Об утверждении Инструкции по методике подготовки финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов».

    Обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта и финансово-экономическое обоснование должны быть подписаны руководителем нормотворческого органа, принявшего (издавшего) данный акт, или его заместителем либо управляющим делами облисполкома, Минского горисполкома, райгорисполкома.

  4. Выписка из протокола (копия протокола) заседания коллегии либо выписка из решения коллегии (копия решения) нормотворческого органа — при принятии нормативного правового акта в форме постановления.

    При принятии совместного нормативного правового акта указанные документы должны быть представлены от каждого из принимающих акт нормотворческих органов (если коллегия не была совместной).

  5. Копия заключения криминологической экспертизы по проекту нормативного правового акта, если проведение такой экспертизы предусмотрено Положением о порядке проведения криминологической экспертизы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе», либо информация о том, что нормативный правовой акт принят в порядке, предусмотренном в части первой пункта 14 Положения о порядке проведения криминологической экспертизы, и копия заключения криминологической экспертизы будет представлена после ее проведения в течение трех рабочих дней.

  6. Сведения о согласовании проекта нормативного правового акта.

    В соответствии с пунктом 119 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности», согласование проектов ведомственных актов оформляется грифом «СОГЛАСОВАНО», который включает наименование должности руководителя государственного органа (организации), с которым согласовывается проект акта (в случае отсутствия руководителя — наименование должности лица, исполняющего его обязанности), подпись, расшифровку подписи и дату согласования. При этом гриф «СОГЛАСОВАНО» ставится только в случае, если в процессе согласования проекта акта удалось устранить все имевшиеся по нему разногласия.

    Гриф согласования.

    Для нормативного правового акта, представленного в виде электронного документа или электронной копии НПА, удостоверенного ЭЦП, гриф согласования оформляется в соответствии с требованиями, определенными постановлением №193.

    В случае согласования проекта нормативного правового акта должностным лицом, исполняющим обязанности руководителя нормотворческого органа (организации), к документам, направляемым на обязательную юридическую экспертизу, прилагается выписка из документа (его копия), обосновывающего отсутствие руководителя нормотворческого органа.

  7. Аналитические, статистические и иные материалы, обосновывающие необходимость принятия нормативного правового акта, если таковые имеются.

наверх