Документы, представляемые для проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов

Документы, представляемые для проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов

Для проведения обязательной юридической экспертизы нормотворческий орган представляет в Министерство юстиции, главные управления юстиции облисполкомов:

  1. Нормативный правовой акт.
  2. Нормативный правовой акт представляется в виде электронного документа или файла с текстом этого нормативного правового акта, соответствующий тексту оригинала на бумажном носителе, удостоверенный электронной цифровой подписью.

    В случае подписания нормативного правового акта лицом, исполняющим обязанности руководителя нормотворческого органа, к документам, направляемым на обязательную юридическую экспертизу, прилагается выписка из документа (его копия), обосновывающего отсутствие руководителя данного органа.

    Текст одного нормативного правового акта помещается в один файл. Оформление текста нормативного правового акта в нескольких файлах допускается только в случае, если их общий объем превышает 5 Мбайт.

    Оформление в виде электронного документа или файла с текстом нормативного правового акта осуществляется в соответствии с требованиями, закрепленными в постановлении Министерства юстиции Республики Беларусь от 10 октября 2018 г. № 193 «Об отдельных требованиях к оформлению нормативных правовых актов и взаимодействии Министерства юстиции с Национальным центром правовой информации»;

  3. Сопроводительное письмо.

    Сопроводительное письмо подписывается руководителем нормотворческого органа, принявшего нормативный правовой акт, или его заместителем, управляющим делами облисполкома, Минского горисполкома, райгорисполкома, содержащее информацию о работниках структурных подразделений нормотворческого органа, ответственных за разработку нормативного правового акта, а также о представителях юридической службы, осуществлявших обязательную юридическую экспертизу проекта нормативного правового акта, с указанием занимаемых ими должностей, фамилий, имен, отчеств (если таковые имеются) и рабочих номеров телефонов.

    При представлении документов для проведения обязательной юридической экспертизы посредством использования АИС НРПА сопроводительное письмо не прилагается;

    Обоснование необходимости принятия нормативного правового акта.

  4. Обоснование необходимости принятия нормативного правового акта представляется по форме, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2019 г. № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов».

    Кроме того, в соответствии с частью пятой пункта 1 статьи 50 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» обоснование необходимости принятия нормативного правового акта должно содержать следующую информацию:

    • о целях подготовки нормативного правового акта, предмете правового регулирования его структурных элементов, изменяющих существующее правовое регулирование соответствующих общественных отношений, об изменении концептуальных положений законодательства, институтов отрасли (отраслей) законодательства и правовых последствиях такого изменения;

    • о проведенном анализе актов законодательства, международных договоров и иных международно-правовых актов, актов законодательства иностранных государств, относящихся к предмету правового регулирования нормативного правового акта, и практики их применения;

    • о результатах научных исследований в области права, публикациях в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, об обращениях граждан и юридических лиц, относящихся к предмету правового регулирования нормативного правового акта;

    • о соответствии проекта нормативного правового акта международным договорам и иным международно-правовым актам, относящимся к сфере правового регулирования нормативного правового акта;

    • об обоснованности выбора вида нормативного правового акта;

    • о всестороннем и объективном прогнозе предполагаемых последствий принятия нормативного правового акта, в том числе о соответствии нормативного правового акта социально-экономическим потребностям и возможностям общества и государства, а также целям устойчивого развития;

    • о проведенном публичном обсуждении нормативного правового акта (если оно проводилось), результатах его проведения и рассмотрения поступивших при этом замечаний и (или) предложений;

    • о кратком содержании изменений, подлежащих внесению в нормативные правовые акты, проектов новых нормативных правовых актов, подлежащих подготовке, а также о перечне нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием нормативного правового акта, либо об отсутствии таких нормативных правовых актов (их структурных элементов); 

  5. Финансово-экономическое обоснование проекта нормативного правового акта.

    Финансово-экономическое обоснование, подписанное руководителем нормотворческого органа, принявшего данный акт, представляется по форме, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2019 г. № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов»;

  6. Выписка из протокола (копия протокола) заседания коллегии либо выписка из решения коллегии (копия решения) нормотворческого органа — при принятии нормативного правового акта в форме постановления;

    При принятии совместного нормативного правового акта указанные документы должны быть представлены от каждого из принимающих акт нормотворческих органов (если коллегия не была совместной);

  7. Копия заключения криминологической экспертизы по проекту нормативного правового акта, если проведение такой экспертизы предусмотрено Положением о порядке проведения криминологической экспертизы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе», либо информация о том, что нормативный правовой акт принят в порядке, предусмотренном в части первой пункта 14 Положения о порядке проведения криминологической экспертизы, и копия заключения криминологической экспертизы будет представлена после ее проведения в течение трех рабочих дней;

  8. Сведения о согласовании проекта нормативного правового акта.

    Согласование нормативного правового акта оформляется в соответствии с пунктом 5 требований нормотворческой техники, установленных в приложении к Закону Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», а также согласно положениям постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 10 октября 2018 г. № 193 «Об отдельных требованиях к оформлению нормативных правовых актов и взаимодействии Министерства юстиции с Национальным центром правовой информации».

    При этом отметка «СОГЛАСОВАНО» ставится только в случае, если в процессе согласования проекта акта удалось устранить все имевшиеся по нему разногласия.

    В случае согласования проекта нормативного правового акта должностным лицом, исполняющим обязанности руководителя нормотворческого органа (организации), к документам, указанным в пунктах 1 – 7 настоящего перечня, прилагается выписка из документа (его копия), обосновывающего отсутствие руководителя нормотворческого органа и документ, подтверждающий возложение обязанностей руководителя на указанное должностное лицо;

  9. Аналитические, статистические и иные материалы, обосновывающие необходимость принятия нормативного правового акта, если таковые имеются.

    Документы, указанные в пунктах 2 — 8 настоящего перечня, представляются в виде электронных документов и (или) файлов с текстами этих документов, соответствующими текстам оригиналов на бумажных носителях, удостоверенных электронной цифровой подписью, — если они прилагаются к нормативному правовому акту в виде электронного документа и (или) электронной копии нормативного правового акта, удостоверенной электронной цифровой подписью уполномоченного лица.

наверх