Документы, представляемые для проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов

Для проведения обязательной юридической экспертизы нормотворческий орган представляет в Министерство юстиции, главные управления юстиции облисполкомов:

  1. Нормативный правовой акт в виде оригинала (оригиналов по количеству нормотворческих органов) и двух его (их) копий на бумажном носителе.

    Нормативный правовой акт должен быть подписан руководителем нормотворческого органа, принявшего (издавшего) данный акт, а во время его отсутствия — лицом, исполняющим его обязанности.

    В случае подписания нормативного правового акта лицом, исполняющим обязанности руководителя нормотворческого органа, к документам, направляемым на обязательную юридическую экспертизу, прилагается выписка из документа (его копия), обосновывающего отсутствие руководителя данного органа.

    Акт на бумажном носителе должен быть выполнен на листах (с одной стороны листа) формата А4 (размер шрифта 15 пт). Допустимо размещение текста акта в представляемых копиях по две страницы на одном листе такого же формата и также с одной стороны при объеме акта свыше 30 страниц;

  2. Электронная копия нормативного правового акта в виде файла с текстом указанного акта.

    Электронный файл должен быть идентичен тексту нормативного правового акта на бумажном носителе и содержать все требующиеся реквизиты (дату и номер принятия акта, наименование принявшего органа, грифы согласования и т.д.).

    Оформление файлов с текстами нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4, а также с соблюдением требований главы 3 Инструкции о порядке взаимодействия Министерства юстиции Республики Беларусь, Национального центра правовой информации Республики Беларусь и главных управлений юстиции областных исполнительных комитетов по вопросам включения нормативных правовых актов в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, а также об особенностях оформления и представления текстов нормативных правовых актов в электронном виде, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26 сентября 2006 г. № 59;

  3. Cопроводительное письмо.

    В сопроводительном письме указывается информация о работниках структурных подразделений нормотворческого органа, ответственных за разработку нормативного правового акта, а также о представителях юридической службы, осуществлявших обязательную юридическую экспертизу проекта нормативного правового акта, с указанием занимаемых ими должностей, фамилий, имен, отчеств и рабочих номеров телефонов.

    Сопроводительное письмо должно быть подписано руководителем нормотворческого органа, принявшего (издавшего) нормативный правовой акт, или его заместителем, управляющим делами облисполкома, Минского горисполкома, райгорисполкома;

  4. Обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта, включая финансово-экономическое обоснование.

    Обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта в соответствии со статьей 50 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» должно содержать следующую информацию:

    • о целях подготовки нормативного правового акта, предмете правового регулирования его структурных элементов, изменяющих существующее правовое регулирование;
    • о проведенном анализе законодательства Республики Беларусь и практики его применения, законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, относящихся к предмету правового регулирования нормативного правового акта;
    • о всестороннем и объективном прогнозе предполагаемых последствий принятия (издания) нормативного правового акта;
    • о перечне нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению и (или) дополнению, а также разработке в связи с их принятием (изданием) нормативного правового акта (при их наличии).

    Финансово-экономическое обоснование оформляется в соответствии с требованиями, установленными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 30 июня 2009 г. № 88/124 «Об утверждении Инструкции по методике подготовки финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов».

    Обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта и финансово-экономическое обоснование должны быть подписаны руководителем нормотворческого органа, принявшего (издавшего) данный акт, или его заместителем либо управляющим делами облисполкома, Минского горисполкома, райгорисполкома;

  5. Выписка из протокола (копия протокола) заседания коллегии либо выписка из решения коллегии (копия решения) нормотворческого органа — при принятии нормативного правового акта в форме постановления.

    При принятии совместного нормативного правового акта указанные документы должны быть представлены от каждого из принимающих акт нормотворческих органов (если коллегия не была совместной);

  6. Копия заключения криминологической экспертизы по проекту нормативного правового акта, если проведение такой экспертизы предусмотрено Положением о порядке проведения криминологической экспертизы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе», либо информация о том, что нормативный правовой акт принят в порядке, предусмотренном в части первой пункта 14 Положения о порядке проведения криминологической экспертизы, и копия заключения криминологической экспертизы будет представлена после ее проведения в течение трех рабочих дней;
  7. Cведения о согласовании проекта нормативного правового акта.

    В соответствии с пунктом 119 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности», согласование проектов ведомственных актов оформляется грифом «СОГЛАСОВАНО», который включает наименование должности руководителя государственного органа (организации), с которым согласовывается проект акта (в случае отсутствия руководителя — наименование должности лица, исполняющего его обязанности), подпись, расшифровку подписи и дату согласования. При этом гриф «СОГЛАСОВАНО» ставится только в случае, если в процессе согласования проекта акта удалось устранить все имевшиеся по нему разногласия.

    Гриф согласования.

    Гриф согласования располагается на лицевой стороне акта ниже реквизита «подпись лица (лиц), официально уполномоченного подписывать акт». В случае согласования акта несколькими государственными органами (организациями) грифы согласования могут располагаться на отдельно оформленном листе согласования. Грифы согласования размещаются от края левого поля акта либо листа согласования. При наличии двух грифов согласования они располагаются на одном уровне, более двух грифов согласования — на одном уровне двумя вертикальными рядами.

    Осуществление согласования после принятия (издания) нормативного правового акта допускается в случае, если такой акт, направленный на обязательную юридическую экспертизу, был возвращен Министерством юстиции, главным управлением юстиции облисполкома по основанию, предусмотренному абзацем шестым пункта 13 Инструкции о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов».

    В случае согласования проекта нормативного правового акта должностным лицом, исполняющим обязанности руководителя нормотворческого органа (организации), к документам, направляемым на обязательную юридическую экспертизу, прилагается выписка из документа (его копия), обосновывающего отсутствие руководителя нормотворческого органа;

  8. Аналитические, статистические и иные материалы, обосновывающие необходимость принятия нормативного правового акта, если таковые имеются.
наверх