История становления института обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь

Юридическая экспертиза — одно из ключевых, наиболее актуальных и динамично развивающихся направлений работы Министерства юстиции. Оно охватывает практически все отрасли современного права. Востребованность данного института постоянно растет, как растет общественный запрос на стройность, разумность и непротиворечивость законодательства страны и белорусской юстиции в целом.

Целью экспертного процесса является обеспечение согласованности правовых норм, соответствие актов нижестоящих государственных органов актам вышестоящих, юридически грамотное оформление проекта правового акта, наконец, недопущение возможных негативных последствий его применения.

В процессе становления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов как самостоятельного правового института в Республике Беларусь условно можно выделить три основных этапа:

  1. 1993 - 1998 гг.;

  2. 1998 - 2006 гг.;

  3. 2006 год - настоящее время.

На первом этапе обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов являлась частью государственной регистрации нормативных правовых актов и формально не была выделена в самостоятельный институт.

Начало рассматриваемого этапа связано с введением с 1 июня 1993 г. государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, функции по проведению которой были возложены на Министерство юстиции. Для этого Министерству была предоставлена возможность привлекать высококвалифицированных специалистов и научных работников — как внештатных экспертов — для дачи заключений по нормативным актам министерств, государственных комитетов и ведомств. Это право на сегодняшний день трансформировалось в право направлять запросы в государственные органы по вопросам, имеющим значение для проведения обязательной юридической экспертизы.

Акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежали затем включению в Государственный реестр нормативных актов министерств и ведомств Республики Беларусь и опубликованию в «Бюллетене нормативно-правовой информации», ведение которых осуществлялось также Министерством юстиции.

На втором этапе обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов выделилась в самостоятельный правовой институт.

В 1998 году Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля № 369 был создан Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. В Положении, утвержденном данным Указом, было определено понятие, юридическое значение и цели ведения Национального реестра правовых актов, а также нашла свое нормативное закрепление «правовая экспертиза» - как отдельное и обязательное действие, подразумевающее комплексный профессиональный подход. Таким образом, на данном этапе произошло официальное выделение нового правового института посредством введения понятия правовой экспертизы и установления критериев оценки правового акта.

Необходимо также отметить, что если с начала 90-х годов юридическая экспертиза проводилась лишь в отношении нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления, то с начала ХХI века она стала обязательной и для правовых актов местных органов областного уровня (также города Минска), а с 2006 года — базового территориального уровня.

В настоящее время сложилась единая система, которую образуют само Министерство юстиции и подчиненные ему главные управления юстиции облисполкомов. Сегодня исследуются и оцениваются нормативные правовые акты Национального банка, Комитета государственного контроля, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Национальной академии наук Беларуси, министерств. Столь же тщательная экспертная работа ведется в отношении актов иных республиканских органов государственного управления, областных Советов депутатов (Минского городского), облисполкомов (Минского горисполкома). Ежегодно на юридическую экспертизу и согласование в Министерство юстиции поступает около 4000 документов, что составляет значительный процент от всех документов, рассматриваемых в Министерстве.

Начиная с 2016 года обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов стал сопутствовать процесс цифровизации. Нормативные правовые акты представлялись в Министерство юстиции, главные управления юстиции областных исполнительных комитетов для проведения юридической экспертизы, либо на бумажных носителях, либо в виде электронных документов, удостоверенных электронной цифровой подписью. А с 1 января 2017 года в ведомственном нормотворчестве начался новый этап, связанный с переходом на полный электронный документооборот.

При этом срок проведения обязательной юридической экспертизы сегодня занимает 5 дней. Для главных управлений юстиции в областях и Минске установлен десятидневный срок. По данному показателю Республика Беларусь находится на лидирующих позициях среди государств-участников СНГ.

Резюмируя вышепредставленную информацию, необходимо отметить, что именно разносторонность общественной жизни страны, дифференциация экономических связей и отношений, рост международного авторитета Республики Беларусь на сегодняшний день диктуют повышенные требования к качеству нормотворческой деятельности, а потому так важна оперативная, правильная и беспристрастная оценка нормативных правовых актов.

наверх