Правовая основа деятельности

Основополагающие международные документы, касающиеся прав осужденных:

Нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие порядок осуществления общественного контроля:

Согласно статье 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Обеспечение этой конституционной нормы, положенной в основу конституционного строя Республики Беларусь, защищается как государственным, так и действенным общественным контролем.

В развитие этой нормы Конституции белорусским законодательством регламентированы вопросы осуществления общественными объединениями контроля за деятельностью учреждений, исполняющих меры уголовной ответственности.

Статья 21 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь закрепила право общественных объединений на осуществление контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, на основании и в порядке, предусмотренном законодательством.

Порядок осуществления контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, порядок участия общественных объединений в работе органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, порядок образования общественных наблюдательных комиссий, полномочия общественных наблюдательных комиссий определены в Положении о порядке осуществления общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 2006 г. № 1220 (далее – Положение).

Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется общественными объединениями в целях обеспечения предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь прав лиц, в отношении которых данными органами и учреждениями исполняются наказания и иные меры уголовной ответственности (пункт 2 Положения).

Положением определен исчерпывающий перечень полномочий общественных наблюдательных комиссий в области контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности.

Справочно:

Полномочия общественных наблюдательных комиссий (пункт 10):

  • при наличии разрешения, полученного в порядке, установленном пунктом 9 Положения, члены общественных наблюдательных комиссий вправе:
  • посещать помещения органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, при условии соблюдения правил внутреннего распорядка указанных органов и учреждений;
  • беседовать с лицами, содержащимися в учреждениях, за исключением лиц, содержащихся под стражей, при наличии согласия указанных лиц;
  • обращаться к начальнику учреждения либо его заместителю, а также к иным должностным лицам государственных органов, в ведении которых находятся вопросы, связанные с обеспечением прав и законных интересов лиц, находящихся в учреждениях;
  • запрашивать у администрации учреждения сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, за исключением документов, указанных в абзаце третьем части второй пункта 11 Положения;
  • проводить анкетирование лиц, содержащихся в учреждениях, по форме, утверждаемой Министерством юстиции по согласованию с Министерством внутренних дел.

Приказом Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 ноября 2024 г. утверждена Инструкция о порядке образования и деятельности Республиканской общественной наблюдательной комиссии при Министерстве юстиции Республики Беларусь.

Порядок образования и деятельности областных, Минской городской общественных наблюдательных комиссий определяется соответствующими главными управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов.

наверх