Управление нотариата и загсов
Статья 238-1 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье ввела с 1 января 2025 г. обязанность граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, представлять в течение 6 месяцев в органы загса сведения о зарегистрированных за рубежом актах гражданского состояния – о рождении, смерти, заключении и расторжении брака и др.
Порядок представления гражданами сведений об актах гражданского состояния, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь, а также их учета и обработки установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2024 г. № 944 (далее – постановление № 944).
Согласно постановлению № 944 сведения о регистрации актов гражданского состояния в иностранном государстве должны представляться лично гражданами либо почтой в отделы загса по месту жительства – в случае проживания в Республике Беларусь или в загранучреждения Республики Беларусь по месту постановки на консульский учет – в случае проживания за пределами Республики Беларусь.
Все документы, выданные в иностранных государствах в удостоверение актов гражданского состояния, должны представляться в органы загса при наличии их легализации (проставления апостиля) и переведены на белорусский или русский язык. Если направляются по почте копии, то нотариально удостоверенные.
Для учета представляемых гражданами документов будет осуществляться их регистрация в журнале, который ведется каждым отделом загса и загранучреждением Республики Беларусь.
Обработка информации будет осуществляться посредством внесения сведений в Регистр населения соответствующим отделом загса либо Министерством иностранных дел – при получении сведений от загранучреждений Республики Беларусь.
При представлении сведений об актах гражданского состояния, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь, отделы загса либо загранучреждения Республики Беларусь вносят соответствующие отметки в паспорта граждан Республики Беларусь, виды на жительство в Республике Беларусь и удостоверения беженца, а в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь, в паспорта иностранных граждан.»;
3.3. из подраздела «Правовые акты Министерства» исключить постановление Министерства юстиции Республики Беларусь № 160 от 03.11.2020 «Об изменении постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь от 4 октября 2016 г. № 185 и от 4 октября 2016 г. № 186».
С 1 января 2025 г. изменен документ, подтверждающий отсутствие препятствий к заключению брака, необходимый для регистрации заключения брака в компетентных органах иностранных государств.
Ранее за получением такого документа, которым была справка об отсутствии записи акта о заключении брака, заинтересованные лица обращались в отделы загса местных исполнительных и распорядительных органов по месту жительства.
Теперь согласно статье 19-1 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье таким документом является заявление гражданина об отсутствии препятствий к заключению брака, подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом или должностным лицом, которому в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия.
Указанной статьей Кодекса установлены требования к содержанию такого заявления, а также перечисляются документы, которые прилагаются к заявлению для подтверждения прекращения предыдущего брака.
Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, за свидетельствованием подлинности подписи на заявлении об отсутствии препятствий к заключению брака вправе обратиться к любому нотариусу Республики Беларусь или должностному лицу, которому в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия.
Граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, за свидетельствованием подлинности подписи на таком заявлении вправе обратиться в загранучреждение Республики Беларусь за рубежом.
В Министерство юстиции зачастую поступают обращения, в которых заявители высказывают свое несогласие с совершенным нотариальным действием, просят дать ему правовую оценку или оценку законности действий нотариуса, отменить нотариальное действие, сообщают об отказе нотариуса в совершении нотариального действия, требуют обязать его совершить действие.
Вместе с тем обжалование совершенных нотариальных действий и оценка их законности осуществляются в судебном порядке.
Согласно статье 72 Законом Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» лица, обратившиеся за совершением нотариального действия и считающие неправильным совершенное нотариальное действие или неправомерным отказ в совершении нотариального действия, а также лица, интересы которых ущемлены в связи с совершением нотариального действия, вправе подать жалобу в суд по месту нахождения нотариальной конторы, нотариального бюро в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Жалоба подается в суд в десятидневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении.
Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом.
Министерство юстиции не уполномочено на рассмотрение жалоб на совершенные нотариальные действия, отказы в их совершении, оценку законности совершенных нотариальных действий. Также Министерство юстиции не наделено правом разъяснять и консультировать по вопросам совершения нотариальных действий, выдавать сведения, составляющие нотариальную тайну.
Главные управления юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, Министерство юстиции являются ответственными за рассмотрение обращений в сфере юстиции, в том числе по соблюдению законодательства о нотариате в соответствии с пунктом 13 перечня государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498.
Обращения граждан независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в государственных органах и организациях, подчиненных или входящих в систему республиканских органов государственного управления, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях.
Таким образом, первоначальное рассмотрение обращений по вопросам соблюдения законодательства о нотариате (соблюдения правил и порядка совершения нотариальных действий) осуществляется главными управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов по территориальности (в зависимости от места возникновения вопроса).
Легализация документов — это целый комплекс процедур. После них официальные документы, выданные на территории Республики Беларусь, обретают юридическую силу в другом государстве. Конечная цель процесса — возможность предоставления документов в официальные учреждения государства назначения.
Чтобы придать документам юридическую силу существует два варианта процедуры: проставление апостиля и консульская легализация.
Первый вариант подходит для стран, являющихся участниками Гаагской конвенции 1961 года, установившей правила апостилирования публичных документов – легализации их упрощенным путем.
Страны, не являющиеся участниками Гаагской конвенции, требуют консульскую легализацию документов.
Консульская легализация – процедура более сложная, чем проставление апостиля на официальном документе. Консульская легализация заключается в поэтапном заверении подписи должностного лица и печати органа (организации), к которому относится это должностное лицо.
Консульская легализация является административной процедурой, осуществляемой в соответствии с пунктом 18.20 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, и пунктом 12.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548.
Для легализации официальных документов, выданных уполномоченными органами (организациями) Республики Беларусь, необходимо обратиться в главное консульское управление Министерства иностранных дел. Там на оригинал документа поставят специальный штамп. Затем документ должен быть заверен в посольстве или консульском учреждении иностранного государства.
Следует помнить о том, что документ будет иметь юридическую силу на территории исключительно той страны, отметка посольства (консульства) которой на нем стоит.
В каком случае необходимо обращаться с документами в Министерство юстиции?
В случае, если документы составлены на территории Республики Беларусь и исходят из судов, главных управлений юстиции облисполкомов, Минского горисполкома, нотариальных архивов, а также от нотариусов, необходимо предварительное свидетельствование таких документов в Министерстве юстиции Республики Беларусь для их последующей легализации в главном консульском управлении Министерства иностранных дел Республики Беларусь.
Открытие и ведение наследственного дела, выдача свидетельства о праве на наследство относятся к компетенции нотариуса.
Наследник обращается за оформлением наследства по месту открытия наследства.
Согласно статье 1036 Гражданского кодекса Республики Беларусь местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя, определяемое по регистрации наследодателя по месту жительства (при ее отсутствии – месту пребывания) на день открытия наследства, а если оно неизвестно, – место нахождения недвижимого имущества или основной его части, а при отсутствии недвижимого имущества – место нахождения основной части движимого имущества.
С 1 августа 2021 г. в городе Минске (Минский городской нотариальный округ) действует экстерриториальный принцип оформления наследственных прав.
В соответствии с этим принципом для оформления наследства после граждан, умерших после 1 августа 2021 г., в отношении которых место открытия наследства находится в г. Минске, наследники вправе обратиться к любому нотариусу Минского городского нотариального округа по их выбору вне зависимости от района города, в котором проживал наследодатель.
Для оформления наследственных прав на недвижимое имущество, которое находится на территории г. Минска, после иностранных граждан, лиц без гражданства, граждан Республики Беларусь, постоянно проживавших (зарегистрированных) на день смерти за пределами Республики Беларусь, необходимо обращаться в первую Минскую городскую нотариальную контору.
С информацией о нотариальной конторе или нотариальном бюро, в которые необходимо обращаться за открытием наследственного дела после граждан, проживавших в г. Минске и умерших с 1 января 2016 г. по 31 июля 2021 г., можно ознакомиться на сайте Минской городской нотариальной палаты в разделе «Распределение обязанностей по оформлению наследственных прав».
Должник, которому стало известно о намерении взыскателя обратиться за совершением исполнительной надписи к нотариусу для взыскания задолженности, в случае несогласия с требованиями взыскателя и при намерении обратиться в суд, вправе подать нотариусу заявление об отложении совершения нотариального действия. С таким заявлением должник может обратиться к любому нотариусу.
Согласно части четвертой пункта 2 статьи 61 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» совершение нотариального действия может быть отложено на срок не более десяти рабочих дней по заявлению заинтересованного лица, желающего обратиться в суд для оспаривания права или факта, об удостоверении которых просит другое заинтересованное лицо.
Срок отложения совершения нотариального действия не может превышать десяти дней, являющихся для суда рабочими, и предоставляется однократно. Повторное отложение совершения исполнительной надписи не осуществляется.
В случае, если на дату принятия нотариусом заявления об отложении совершения исполнительной надписи взыскатель обратился с заявлением о совершении исполнительной надписи, срок отложения начинает течь со дня подачи заявления об отложении. Если же на дату принятия заявления об отложении взыскатель еще не обратился с заявлением о совершении исполнительной надписи, срок отложения начинает течь со дня подачи заявления о совершении исполнительной надписи.
Основанием для отложения совершения исполнительной надписи является намерение обратиться в суд за оспариванием требований взыскателя. Только несогласие с требованиями взыскателя не является основанием для отложения совершения исполнительной надписи.
После подачи искового заявления в суд должнику необходимо представить в адрес нотариуса сообщение суда о поступлении искового заявления в суд.
Получение сообщения суда о поступлении заявления об оспаривании требования взыскателя является для нотариуса основанием для приостановления совершения исполнительной надписи до разрешения дела судом.