О представлении нотариусом интересов лица, обратившегося за совершением нотариального действия, в организации по государственной регистрации

Одним из способов повышения доступности для заявителей государственных услуг является обеспечение принципа экстерриториальности. Не являются исключением и услуги, оказываемые нотариусами.

С 3 января 2021 года гражданам, включая индивидуальных предпринимателей, и представителям юридических лиц предоставлена возможность обращаться за удостоверением сделок с недвижимым имуществом к любому нотариусу страны по своему выбору вне зависимости от места расположения объекта недвижимости.

При этом нет необходимости после нотариального удостоверения сделки с недвижимым имуществом обращаться в организацию по государственной регистрации лично.

Нотариус в рамках предоставленных ему полномочий на основании письменного заявления представляет интересы обратившихся к нему лиц, если основанием для государственной регистрации недвижимого имущества являются документы, удостоверенные нотариусом.

1 июля вступило в силу постановление Министерства юстиции № 114 от 29 июня 2021 г. «О представлении нотариусом интересов лиц (лица), обратившихся за совершением нотариального действия» (далее – постановление № 114), которым детально регламентирован порядок действий нотариуса при представлении интересов лиц в организации по государственной регистрации.

При представлении интересов лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, нотариус подготовит и подпишет заявление о государственной регистрации, подаст это заявление и необходимые документы в организацию по государственной регистрации, при необходимости получит свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации. Также нотариус вправе обжаловать действия (бездействие) регистратора.

Документы, необходимые для осуществления регистрационных действий, могут быть переданы нотариусом в виде электронных документов. Именно такой формат в полной мере может обеспечить оперативность передачи документов, минимизацию технических ошибок, сокращение трудозатрат на подготовку документов, что в целом способствует реализации главной задачи нотариальной деятельности - обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также государственных интересов.

Принятым Министерством юстиции нормативным правовым актом, в числе прочего, установлен порядок подачи и подписания заявления нотариусу, если заявитель вследствие физических недостатков, болезни, неграмотности не может прочитать текст заявления, либо не может собственноручно подписать заявление, либо если заявитель не владеет белорусским или русским языком. Также определен порядок принятия заявления от имени несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет, гражданина, ограниченного судом в дееспособности.

Постановлением № 114 предусмотрена возможность получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации недвижимого имущества не только на бумажном носителе, но и в виде электронного документа.

Для повышения качества и оперативности данной услуги Белорусской нотариальной палатой и ГУП «Национальное кадастровое агентство» установлен порядок электронного взаимодействия, что позволит сократить срок оформления прав на недвижимое имущество и, безусловно, будет способствовать обеспечению правовой определенности в отношении объектов недвижимого имущества, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота, создавая при этом необходимые условия для эффективной защиты права собственности и иных имущественных прав, достижения целей, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», а именно – скорейшего признания и защиты государством зарегистрированных в соответствии с указанным Законом прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

наверх