Нотариальная деятельность

В Республике Беларусь до 2014 года нотариальную деятельность осуществляли государственные нотариусы и нотариусы, занимающиеся частной нотариальной деятельностью.

В соответствии с проведенной реформой нотариата с 1 января 2014 г. нотариат Республики Беларусь строит свою деятельность на принципах самоуправления и самофинансирования. Организационными формами осуществления нотариусами нотариальной деятельности являются нотариальные конторы и нотариальные бюро.

Нотариусом в Республике Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, прошедший в случаях, установленных Законом Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», профессиональную стажировку в качестве стажера, сдавший квалификационный экзамен, получивший свидетельство, отвечающий иным требованиям законодательства.

Нотариусы осуществляют нотариальную деятельность на основании свидетельства на осуществление нотариальной деятельности (далее – свидетельство), выдаваемого Министерством юстиции.

До сдачи квалификационного экзамена лицо, претендующее на приобретение статуса нотариуса впервые, обязано пройти профессиональную стажировку в качестве стажера в нотариальной конторе, нотариальном бюро сроком до одного года, а лицо, претендующее на приобретение статуса нотариуса после трехлетнего перерыва в работе в качестве нотариуса, – до трех месяцев.

Освобождается от прохождения профессиональной стажировки лицо, претендующее на приобретение статуса нотариуса, после перерыва в работе в качестве нотариуса до трех лет.

Для допуска к сдаче квалификационного экзамена лицо, претендующее на приобретение статуса нотариуса, подает заявление в Квалификационную комиссию по вопросам нотариальной деятельности (далее – Квалификационная комиссия).

Одновременно с заявлением в Квалификационную комиссию представляются следующие документы:

  • документ, удостоверяющий его личность;
  • анкета, содержащая биографические сведения;
  • трудовая книжка;
  • документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования;
  • заключение руководителя профессиональной стажировки об итогах профессиональной стажировки, утвержденное областной (Минской городской) нотариальной палатой;
  • решение территориальной нотариальной палаты о положительном завершении профессиональной стажировки;
  • документ об уплате государственной пошлины за выдачу свидетельства на осуществление нотариальной деятельности.

За выдачу свидетельства на осуществление нотариальной деятельности взимается государственная пошлина в размере 8 базовых величин.

В целях определения уровня профессиональной подготовки лица, претендующего на приобретение статуса нотариуса, Квалификационной комиссией проводится квалификационный экзамен в соответствии с программой подготовки к квалификационному экзамену для лиц, претендующих на приобретение статуса нотариуса, утвержденной приказом Министерства юстиции от 13 сентября 2019 г. № 114.

Квалификационной комиссией принимаются решения о допуске к осуществлению нотариальной деятельности и выдаче свидетельства или об отказе в допуске к осуществлению нотариальной деятельности, а также о возобновлении и приостановлении полномочий нотариуса, аннулировании свидетельства и по иным вопросам, связанным с нотариальной деятельностью.

Программа подготовки к квалификационному экзамену для лиц, претендующих на приобретение статуса нотариуса.

Заявление для допуска к сдаче квалификационного экзамена.

Анкета лица, претендующего на приобретение статуса нотариуса.

Форма свидетельства на осуществление нотариальной деятельности.

Реквизиты для уплаты государственной пошлины.

наверх