Министерство юстиции разъяснило отдельные правовые вопросы по результатам рассмотрения обращений граждан, поступивших накануне и в ходе проведения «Большого разговора с Президентом».

По итогам изучения и анализа вопросов, поступивших от граждан накануне и в ходе проведения «Большого разговора с Президентом», Министерство юстиции Республики Беларусь в рамках своей компетенции подготовило ответы на следующие вопросы:

Ответ: Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» руководителям государственных органов поручено обеспечить режим работы структурных подразделений, должностных лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан, в том числе с заявлениями об осуществлении административных процедур, в удобное для населения время. Так, прием граждан в рабочие дни должен начинаться не позднее 8.00 или завершаться не ранее 20.00, а также осуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений. При этом в силу пункта 10 Положения о порядке создания и деятельности службы «одно окно», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 24 мая 2018 г. № 202, хотя бы один рабочий день в неделю прием заинтересованных лиц должен заканчиваться не ранее 20 часов. Помимо этого, в соответствии с вышеназванной Директивой руководители несут персональную ответственность за обеспечение указанного режима работы в возглавляемых государственных органах, а также в подчиненных организациях. Кроме того, облисполкомам, Минскому горисполкому поручено обеспечить размещение на интернет-сайтах рай- и горисполкомов информации о телефонах наиболее востребованных у населения служб по г. Минску, областным центрам, иным городам, а также информации о всех совершаемых на соответствующей территории административных процедурах, включая адреса и режим работы осуществляющих эти процедуры организаций, об административных процедурах, осуществляемых в электронном виде, о порядке подачи заявлений об осуществлении таких процедур. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 24 мая 2018 г. № 202 «О службе «одно окно» облисполкомы и Минский горисполком осуществляют координацию деятельности нижестоящих исполнительных и распорядительных органов по вопросам создания и функционирования службы «одно окно» на соответствующей территории. В этой связи в случае возникновения вопросов, связанных с режимом работы службы «одно окно», граждане вправе обратиться в соответствующий исполнительный комитет (местную администрацию района в городе), в которых создана служба «одно окно».
Ответ: Порядок взыскания алиментов на территории Республики Беларусь регулируется Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС), Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), Инструкцией по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 (далее – Инструкция), а также иными актами законодательства Республики Беларусь. В соответствии с пунктом 204 Инструкции удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработка и (или) иного дохода, перечень которых утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2002 г. № 1092 «О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей» (далее – постановление № 1092). К указанным доходам, кроме прочих, относятся доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица. Пунктом 2 постановления № 1092 установлена база для расчета алиментов с индивидуальных предпринимателей. Согласно статье 92 КоБС алименты на несовершеннолетних детей с их родителей при отсутствии Соглашения о детях, Соглашения об уплате алиментов, а также если размер алиментов не определен Брачным договором, взыскиваются в следующих размерах: на одного ребенка - 25 процентов, на двух детей - 33 процента, на трех и более детей - 50 процентов заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. При этом для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц должен составлять не менее 50 процентов на одного ребенка, 75 процентов - на двух детей, 100 процентов - на трех и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Таким образом, лицо, осуществляющее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, должно ежемесячно уплачивать алименты в указанных размерах, но не ниже установленного минимального размера алиментов для трудоспособных родителей на несовершеннолетних детей. В то же время, исходя из положений статьи 94 КоБС, при отсутствии Соглашения о детях, Соглашения об уплате алиментов, а также если размер алиментов не определен Брачным договором, в случаях, когда родители, обязанные уплачивать алименты, имеют нерегулярный заработок и (или) доход или получают его часть в натуре (лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, члены крестьянского (фермерского) хозяйства и т.п.), а также в других случаях, когда взыскание алиментов в установленном статьей 92 КоБС размере невозможно или затруднительно, алименты могут быть взысканы в твердой денежной сумме или в сумме, соответствующей определенному количеству базовых величин, подлежащей выплате ежемесячно. Размер задолженности по алиментам определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного судебным постановлением, в твердой денежной сумме исходя из фактического заработка и (или) иного дохода, полученного должником за время, в течение которого не производилось взыскание. При несогласии с расчетом задолженности по алиментам по конкретному исполнительному документу стороны вправе воспользоваться своим правом на обжалование действий судебного исполнителя в порядке и сроки, установленные статьями 124 – 132 Закона. Следовательно, по вопросам взыскания алиментов, в том числе с должника, получающего доходы от предпринимательской деятельности, взыскателю необходимо обратиться к судебному исполнителю, на исполнении которого находится исполнительное производство о взыскании алиментов.
Ответ: В соответствии со статьей 53 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» после возбуждения исполнительного производства исполнительный документ, по которому исполнение не произведено или произведено частично, возвращается взыскателю в случае, если в отношении должника - индивидуального предпринимателя, должника - юридического лица в установленном законодательством порядке принято решение о ликвидации (прекращении деятельности) и завершена процедура реализации судебным исполнителем арестованного имущества. К ликвидатору со дня назначения переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого должника. Данные о нем можно узнать на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси». В письменном требовании к ликвидатору следует указать сумму задолженности, ее основания, просьбу включить задолженность в реестр требований кредиторов, а также приложить документы, подтверждающие сумму задолженности (возвращенный исполнительный документ). Министерство юстиции Республики Беларусь не наделено правом осуществления контроля за деятельностью ликвидатора (управляющего), а также за соблюдением им законодательства, регулирующего вопросы ликвидации (банкротства). Порядок ликвидации регулируется Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», а также нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь. Согласно пункту 4 статьи 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. В соответствии со статьей 60 Кодекса, в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидируемому юридическому лицу. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Таким образом, по всем вопросам, связанным с выплатой денежных сумм необходимо обращаться к ликвидатору, а в случае отказа в удовлетворении требований либо уклонения от их рассмотрения – в экономический суд с иском к ликвидируемому юридическому лицу.
Ответ: В развитие статьи 40 Конституции Республики Беларусь законодательством об обращениях граждан и юридических лиц гарантировано право граждан направлять обращения в государственные органы и обязанность последних рассматривать обращения и давать ответы по существу поставленных вопросов. При этом установлено, что обращения первоначально подлежат рассмотрению на местах, то есть на территории того района, города, где возникли изложенные в обращениях вопросы, организациями в соответствии с их компетенцией. Именно такой подход заложен в законодательстве с целью оперативного и эффективного решения возникших у населения вопросов и исключает волокиту, связанную с пересылкой обращения как из одного компетентного органа другому, так и из вышестоящего органа в нижестоящий для рассмотрения обращения по существу. При этом указание порядка обжалования ответов на обращения в случае, если в них содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений, является одним из требований законодательства, также направленных на обеспечение безусловной реализации гарантированного конституционного права граждан на обращение и решение поставленных вопросов. В свою очередь непринятие должностными лицами мер для полного и всестороннего рассмотрения обращений зачастую связано с отсутствием должной практической реализации установленных требований. Должностные лица государственных органов, иных организаций при рассмотрении поступающих по компетенции обращений не должны придерживаться пассивной позиции, а принимать инициативные и эффективные меры по выяснению объективной картины и в конечном итоге принятию взвешенного и всесторонне проработанного решения в соответствии с законодательством по каждому такому обращению, исключив бюрократический подход к работе с населением.
Ответ: Деятельность садоводческих товариществ регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Указ № 50). В настоящее время Министерством экономики подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», предусматривающий корректировку Указа № 50, который проходит согласование с заинтересованными государственными органами. Исходя из информации, представленной по проекту, общественное обсуждение проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» разработчиком в настоящее время не проводилось. В соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» публичному обсуждению, как правило, подлежат проекты законодательных актов и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц и устанавливающие новые либо принципиально изменяющие существующие подходы к правовому регулированию определенной сферы общественных отношений. Положением о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56, установлено, что публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов проводится в целях реализации принципа гласности нормотворческой деятельности, получения общественной или профессиональной (экспертной) оценки содержащихся в проекте норм права, а также определения соответствия проекта нормативного правового акта общественным ожиданиям для возможной последующей корректировки проекта. Принимая во внимание, что вопросы деятельности садоводческих товариществ являются актуальными для граждан, при рассмотрении Министерством юстиции проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», Министерству экономики предложено рассмотреть вопрос о проведении общественного обсуждения данного проекта.
Ответ: Кодексом Республики Беларусь о браке и семье регламентированы обязанности родителей по содержанию детей. В частности, согласно статье 91 названного Кодекса родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним и нуждающимся в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, средства на их содержание (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Нетрудоспособные совершеннолетние дети имеют право на получение содержания от родителей независимо от времени и причины наступления у них инвалидности. Лицами, нуждающимися в помощи, признаются только нетрудоспособные, у которых нет достаточных средств к существованию. Получение нетрудоспособными совершеннолетними детьми пенсии, стипендии или пособия, а также наличие у них имущества, не приносящего дохода, не лишает их права на получение содержания от родителей, если имеющихся средств недостаточно для удовлетворения необходимых потребностей. Кроме того, родители вправе заключить Соглашение о содержании своих несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. При этом не должны нарушаться права и законные интересы детей. Указанное выше Соглашение не может быть заключено, если алименты уплачиваются в соответствии с заключенными в установленном законодательством порядке Брачным договором или Соглашением о детях, а также вступившим в законную силу судебным постановлением, в которых разрешены вопросы уплаты алиментов на несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. За уклонение от содержания своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей родители несут ответственность, установленную законодательством.
Ответ: Правовые и организационные основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь установлены Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», другими актами законодательства, в том числе международными договорами Республики Беларусь. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местное управление представляет собой форму организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан. В соответствии со статьей 119 Конституции Республики Беларусь руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов. Принимая во внимание, что Конституция Республики Беларусь является Основным Законом государства, обладающим высшей юридической силой на всей территории Республики Беларусь, вести речь об избрании руководителей местных исполнительных и распорядительных органов возможно лишь в случае изменения конституционно установленного правового регулирования названных общественных отношений. В соответствии со статьей 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь могут быть также проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
Ответ: Согласно статье 24 КоБС в случае раздела имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, их доли признаются равными, если иное не предусмотрено Брачным договором. Суд вправе отступить от признания долей равными, учитывая интересы несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей или заслуживающие внимания интересы одного из супругов. Доля одного из супругов, в частности, может быть увеличена, если другой супруг уклонялся от трудовой деятельности или расходовал общее имущество в ущерб интересам семьи. Вещи индивидуального пользования несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные принадлежности, музыкальные инструменты и т.п.) при разделе имущества не учитываются и передаются без соответствующей денежной компенсации супругу, с которым будут проживать дети. Специфика регулирования брачных и семейных отношений предопределена характером этих отношений. В действующей редакции статьи 23 КоБС концептуально урегулирован вопрос определения правового статуса имущества, нажитого супругами в период брака. В частности, устанавливается, что такое имущество, независимо от того, на кого из супругов оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. Указанный подход, с одной стороны, позволяет упростить как регулирование имущественных отношений супругов, так и гражданский оборот такого имущества в целом, с другой стороны, дает возможность изменить общее правило, предоставляя право супругам доказывать иное, основываясь на ситуации, имеющей место в конкретной семье, в случае возникновения спорных ситуаций, либо заключив брачный договор. Вместе с тем вопрос об установлении особенностей раздела имущества, нажитого супругами в период брака, если такое имущество представляет собой жилое помещение, построенное с использование государственной поддержки, подлежит рассмотрению не столько в рамках брачных и семейных отношений, сколько является, в том числе, предметом правового регулирования гражданского и жилищного законодательства. При этом предложение, изложенное в обращении, касается частного случая отношений общей собственности и не охватывает все вопросы, которые могут возникнуть при разделе общего имущества. В связи с этим необходимо концептуальное рассмотрение данной проблемы также иными компетентными государственными органами (Государственным комитетом по имуществу, Министерством жилищно-коммунального хозяйства, Министерством архитектуры и строительства, а также Верховным Судом Республики Беларусь) с учетом анализа правоприменительной и судебной практики в данной сфере отношений. При этом отношения в процессе определения долей в имуществе (жилом помещении, построенном (приобретенном) в период брака с использованием государственной поддержки) являются производными от общей группы отношений по предоставлению такой поддержки в целом, и его рассмотрение должно осуществляться с учетом подходов правового регулирования и практики применения норм законодательства по каждому из видов такой поддержки. Кроме того, при формировании предложений о корректировке действующего законодательства необходимо учесть не только наличие соответствующих нормативов, которые принимаются во внимание для определения величины льготного кредита, но и вопросы погашения такого кредита (так как кредитополучателем является один из супругов, который несет ответственность за исполнение обязательств по кредитному договору). Согласно части первой пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 2 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с правом собственности на жилые помещения» при возведении, приобретении жилого помещении супругами не только за счет совместных средств, но и за счет средств, полученных ими в кредит в период совместного проживания и ведения общего хозяйства, суд вправе разделить жилое помещение между супругами, с согласия кредитора возложив на каждого из них обязанность по дальнейшему погашению кредита в соответствующих долях.
Ответ: В соответствии с подпунктом 9.2 пункта 9 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» при принятии нормативных правовых актов (подготовке соответствующих проектов), закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, дата вступления в силу таких нормативных правовых актов должна устанавливаться исходя из разумных сроков, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми этими нормативными правовыми актами, но, как правило, не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования (за исключением случаев, когда такие нормативные правовые акты направлены на обеспечение экономической безопасности страны и (или) реализацию международных договоров Республики Беларусь, а также на улучшение правового положения субъектов предпринимательской деятельности). Аналогичное предписание находит свое отражение и в статье 64 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах». Кроме того, в названном Законе и принятом в его развитие постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56 «О публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов» детально регламентированы вопросы проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов. Помимо этого, институтами, направленными на обеспечение, в частности, интересов субъектов хозяйствования, являются правовой мониторинг и прогнозирование последствий принятия (издания) нормативных правовых актов, включающий оценку регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности (порядок их проведения регулируется Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65 «О порядке проведения правового мониторинга», от 25 января 2019 г. № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов».
Ответ: Законом Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 171-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» предусматривается внесение ряда изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так, помимо прочего, из Уголовного кодекса Республики Беларусь исключается такой вид наказания как конфискация имущества (статья 61). В санкциях статей, содержащих в качестве дополнительного наказания конфискацию, предусматривается ее замена штрафом. Предлагаемые изменения предполагают расширение применения института специальной конфискации. Так, в соответствии со статьей 461 Уголовного кодекса Республики Беларусь при совершении преступления будет подлежать специальной конфискации, то есть принудительному безвозмездному изъятию в собственность государства: имущество, добытое преступным путем или приобретенное на средства, добытые преступным путем; доход, полученный от использования этого имущества, а также предметы преступления, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу; орудия и средства совершения преступления, принадлежащие лицу, совершившему преступление; вещи, изъятые из оборота. Независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 3171 Уголовного кодекса Республики Беларусь (за исключением транспортных средств, выбывших из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц). Закон Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 171-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» вступает в силу с 19 июля 2019 г.

наверх