Главное управление нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства

Общие сведения
Главное управление нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства Министерства юстиции Республики Беларусь является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Республики Беларусь, принимающим участие в обеспечении нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, скоординированности нормотворческой работы в Правительстве Республики Беларусь (в системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь).
Нормотворчество в сфере государственного строительства неразрывно связано со следующим законодательством:
-
об основах конституционного строя, конституционных правах, свободах и обязанностях человека;
-
о государственных языках, государственных символах, официальных геральдических символах, геральдической службе;
-
о территории;
-
о населении, правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, миграции;
-
об избирательной системе, референдумах;
-
о Президенте Республики Беларусь;
-
о Парламенте – Национальном собрании Республики Беларусь, об органах местного управления и самоуправления;
-
об органах исполнительной власти, местных исполнительных и распорядительных органах;
-
об органах судебной власти, судоустройстве, статусе судей и народных заседателей;
-
о контролирующих (надзорных) органах;
-
об адвокатуре, о нотариате;
-
о нормотворческой деятельности;
-
об обращениях граждан и юридических лиц, об основах административных процедур;
-
о гражданском и хозяйственном процессе, международном гражданском и хозяйственном процессе;
-
об административных правонарушениях и административной ответственности, процессуально-исполнительное законодательство об административных правонарушениях;
-
уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство;
-
о правоохранительной деятельности, борьбе с преступностью и судебно-экспертной деятельности;
-
в сфере обороны и в военной сфере, о вооружении, военной и специальной технике, об оборонных, военных и других объектах; о воинской обязанности и воинской службе, альтернативной службе;
-
о государственной службе;
-
о национальной безопасности;
-
о государственных наградах; о мерах поощрения за заслуги перед Республикой Беларусь;
-
о государственных праздниках, праздничных днях, памятных и юбилейных датах, увековечении памяти;
-
о профессиональных союзах;
-
об архитектурной и градостроительной деятельности;
-
о труде и занятости населения;
-
о браке и семье;
-
об актах гражданского состояния;
-
жилищное законодательство;
-
о благоустройстве и содержании населенных пунктов, погребении и похоронном деле, коммунальном хозяйстве, жилищно-коммунальном и культурно-бытовом строительстве;
-
о социальной защите и социальном страховании;
-
о здравоохранении, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
-
об образовании, о научной, научно-технической и инновационной деятельности;
-
об информации, информатизации и защите информации, информационных технологиях, электронном документе;
-
о культуре, физической культуре, спорте и туризме.
Основные задачи
-
участвовать в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Парламента – Национального собрания Республики Беларусь и Правительства – Совета Министров Республики Беларусь;
-
координировать нормотворческую работу в Правительстве Республики Беларусь (в системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь);
-
готовить предложения по совершенствованию и развитию законодательства Республики Беларусь на основе анализа законодательства, правоприменительной практики и теоретических исследований в области права;
-
разрабатывать проекты нормативных правовых актов;
-
проводить обязательную юридическую экспертизу проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь;
-
согласовывать проекты законов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь;
-
участвовать в кодификации и систематизации законодательства Республики Беларусь, а также в подготовке и реализации ежегодных планов подготовки законопроектов;
-
участвовать в гармонизации и унификации законодательства Республики Беларусь с законодательствами иностранных государств в рамках отдельных межгосударственных образований в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
-
участвовать в решении иных актуальных вопросов по поручениям вышестоящих органов и в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Основные функции
-
изучать состояние нормотворческой деятельности в министерствах и иных республиканских органах государственного управления, готовить представления об устранении допущенных нарушений состояния нормотворческой деятельности, выявленных в результате проверки;
-
обобщать практику подготовки проектов нормативных правовых актов;
-
обобщать практику применения законодательства Республики Беларусь, разрабатывать предложения о совершенствовании законодательства Республики Беларусь и вносить их заместителю Министра юстиции, Министру юстиции;
-
рассматривать обращения граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
-
готовить заключения обязательной юридической экспертизы проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь;
-
предлагать выводы о возможности согласования проектов законов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь;
-
координировать выполнение решений Конституционного Суда Республики Беларусь, принятых по результатам осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов;
-
участвовать в проведении мероприятий по повышению квалификации работников юридических служб государственных органов;
-
участвовать в научных мероприятиях (форумах, конференциях, семинарах), в том числе проводимых международными организациями;
-
участвовать в правовом просвещении населения, в том числе через средства массовой информации, взаимодействовать со средствами массовой информации в целях освещения вопросов деятельности;
-
представлять интересы Министерства юстиции Республики Беларусь во взаимоотношениях с другими организациями;
-
осуществлять иные функции в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе постановлениями Министерства юстиции Республики Беларусь, а также приказами и поручениями Министра юстиции Республики Беларусь.
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность:
-
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года);
-
Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь»;
-
Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»;
-
Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 года «О Национальном собрании Республики Беларусь»;
-
Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О Совете Министров Республики Беларусь»;
-
Указ Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов»;
-
Указ Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь»;
-
Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности»;
-
Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь»;
-
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1605 «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь»;
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 «О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь».