Главное управление нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства

Руководитель: Шохан Анастасия Геннадьевна
E-mail: cd04@minjust.by

Общие сведения

Главное управление нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства Министерства юстиции Республики Беларусь является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Республики Беларусь, принимающим участие в обеспечении нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, скоординированности нормотворческой работы в Правительстве Республики Беларусь (в системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь).

Нормотворчество в сфере государственного строительства неразрывно связано со следующим законодательством:

  • об основах конституционного строя, конституционных правах, свободах и обязанностях человека;
  • о государственных языках, государственных символах, официальных геральдических символах, геральдической службе;
  • о территории;
  • о населении, правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, миграции;
  • об избирательной системе, референдумах;
  • о Президенте Республики Беларусь;
  • о Парламенте – Национальном собрании Республики Беларусь, об органах местного управления и самоуправления;
  • об органах исполнительной власти, местных исполнительных и распорядительных органах;
  • об органах судебной власти, судоустройстве, статусе судей и народных заседателей;
  • о контролирующих (надзорных) органах;
  • об адвокатуре, о нотариате;
  • о нормотворческой деятельности;
  • об обращениях граждан и юридических лиц, об основах административных процедур;
  • о гражданском и хозяйственном процессе, международном гражданском и хозяйственном процессе;
  • об административных правонарушениях и административной ответственности, процессуально-исполнительное законодательство об административных правонарушениях;
  • уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство;
  • о правоохранительной деятельности, борьбе с преступностью и судебно-экспертной деятельности;
  • в сфере обороны и в военной сфере, о вооружении, военной и специальной технике, об оборонных, военных и других объектах; о воинской обязанности и воинской службе, альтернативной службе;
  • о государственной службе;
  • о национальной безопасности;
  • о государственных наградах; о мерах поощрения за заслуги перед Республикой Беларусь;
  • о государственных праздниках, праздничных днях, памятных и юбилейных датах, увековечении памяти;
  • о профессиональных союзах;
  • об архитектурной и градостроительной деятельности;
  • о труде и занятости населения;
  • о браке и семье;
  • об актах гражданского состояния;
  • жилищное законодательство;
  • о благоустройстве и содержании населенных пунктов, погребении и похоронном деле, коммунальном хозяйстве, жилищно-коммунальном и культурно-бытовом строительстве;
  • о социальной защите и социальном страховании;
  • о здравоохранении, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
  • об образовании, о научной, научно-технической и инновационной деятельности;
  • об информации, информатизации и защите информации, информационных технологиях, электронном документе;
  • о культуре, физической культуре, спорте и туризме.

Основные задачи

  • участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Парламента – Национального собрания Республики Беларусь и Правительства – Совета Министров Республики Беларусь;
  • координация нормотворческой деятельности в Правительстве Республики Беларусь (в системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь);
  • подготовка предложений по совершенствованию и развитию законодательства на основе анализа законодательства, правоприменительной практики и теоретических исследований в области права;
  • подготовка проектов нормативных правовых актов;
  • проведение обязательной юридической экспертизы проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь;
  • согласование проектов законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь;
  • участие в кодификации и систематизации законодательства, а также в подготовке и реализации ежегодных планов подготовки законопроектов;
  • участие в гармонизации и унификации законодательства Республики Беларусь с законодательствами иностранных государств в рамках отдельных межгосударственных образований в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • участие в решении иных актуальных вопросов по поручениям вышестоящих органов и в соответствии с законодательством.

Основные функции

  • изучение на плановой основе состояния нормотворческой деятельности в министерствах и иных республиканских органах государственного управления, подготовка представлений об устранении допущенных нарушений состояния нормотворческой деятельности, выявленных в результате проверки;
  • обобщение практики подготовки проектов нормативных правовых актов;
  • обобщение практики применения законодательства, подготовка предложений о совершенствовании законодательства и внесение их заместителю Министра юстиции, Министру юстиции;
  • рассмотрение обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
  • подготовка заключений обязательной юридической экспертизы проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь;
  • внесение предложений о возможности согласования проектов законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь;
  • координация выполнения решений Конституционного Суда Республики Беларусь, принятых по результатам осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов;
  • участие в проведении мероприятий по повышению квалификации работников юридических служб государственных органов;
  • участие в научных мероприятиях (форумах, конференциях, семинарах), в том числе проводимых международными организациями;
  • участие в правовом просвещении населения, в том числе через средства массовой информации, взаимодействие со средствами массовой информации в целях освещения вопросов деятельности;
  • представление интересов Министерства юстиции Республики Беларусь во взаимоотношениях с другими организациями;
  • осуществление иных функций в соответствии с законодательством, в том числе постановлениями Министерства юстиции Республики Беларусь, а также приказами и поручениями Министра юстиции Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность:

  • Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года);
  • Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь»;
  • Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 года «О нормативных правовых актах»;
  • Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 года «О Национальном собрании Республики Беларусь»;
  • Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О Совете Министров Республики Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь»;
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1605 «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 «О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь».
наверх