Главное управление обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов

Главное управление обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов
Руководитель: Филиппова Наталья Николаевна
Телефон: +375-17 200-61-93
Телефон/факс: +375-17 306-37-29

Общие сведения

В состав главного управления входят:

  • управление обязательной юридической экспертизы и методологии ее проведения;

  • управление контроля и обязательной юридической экспертизы.

Основные задачи
  1. На Главное управление возлагаются следующие основные задачи:
    1. осуществление обязательной юридической экспертизы:
      1. постановлений Правления Национального банка, Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси;
      2. постановлений республиканских органов государственного управления;
      3. приказов нормотворческих органов, указанных в подпунктах 4.1.1 и 4.1.2 настоящего пункта, имеющих нормативный характер;
      4. решений областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, имеющих нормативный характер;
      5. проектов нормативных правовых актов нормотворческих органов, указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 настоящего пункта, в случаях, предусмотренных законодательством;
    2. подготовка заключений, содержащих обоснованный вывод о соответствии нормативного правового акта установленным законодательством требованиям и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, и заключений, содержащих обоснованный вывод о несоответствии нормативного правового акта установленным законодательством требованиям и недопустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
    3. передача нормативных правовых актов, прошедших обязательную юридическую экспертизу и получивших заключение, содержащее обоснованный вывод о соответствии нормативного правового акта установленным законодательством требованиям и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, а также нормотворческим органам;
    4. проведение проверок соблюдения в Национальном банке, Комитете государственного контроля, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, Управлении делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, министерствах, иных республиканских органах государственного управления, областных, Минском городском Советах депутатов, облисполкомах, Минском горисполкоме установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу, внесение в проверяемые государственные органы обязательных для исполнения представлений об устранении допущенных нарушений нормотворческой деятельности;
    5. проведение на основании поручений Совета Министров Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также Министра юстиции Республики Беларусь, заместителей Министра юстиции Республики Беларусь проверок соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу, внесение в проверяемые государственные органы обязательных для исполнения представлений об устранении допущенных нарушений нормотворческой деятельности;
    6. осуществление проверок обоснованности вынесенных главными управлениями юстиции облисполкомов заключений по результатам обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня и внесение в облисполкомы обязательных для исполнения представлений об устранении допущенных нарушений;
    7. проведение проверок соблюдения главными управлениями юстиции облисполкомов установленного порядка проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня, иных действий главных управлений юстиции облисполкомов, связанных с осуществлением этой функции, в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности;
    8. разработка в соответствии с законодательством нормативных правовых актов по вопросам проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов, проведения проверок нормотворческих органов, установления квалификационных требований, предъявляемых к должностным лицам, осуществляющим обязательную юридическую экспертизу;
    9. оказание методологической помощи:
      1. Национальному банку, Комитету государственного контроля, Следственному комитету, Государственному комитету судебных экспертиз, Управлению делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, министерствам, иным республиканским органам государственного управления, областным, Минскому городскому Советам депутатов, облисполкомам, Минскому горисполкому, местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам базового уровня при подготовке документов, направляемых для проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов;
      2. главным управлениям юстиции облисполкомов при проведении обязательной юридической экспертизы и проверок в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу;
    10. принятие мер по осуществлению согласования кандидатур работников главных управлений юстиции облисполкомов, осуществляющих обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня;
    11. анализ и обобщение опыта работы по проведению обязательной юридической экспертизы в нормотворческих органах;
    12. проведение консультационной и лекционной работы, участие в семинарах, конференциях и других мероприятиях правового характера;
    13. обеспечение участия Министерства в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь в пределах компетенции главного управления;
    14. анализ законодательства Республики Беларусь, правоприменительной практики и теоретических исследований в области права и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства Республики Беларусь;
    15. обеспечение участия Министерства в подготовке и реализации государственных программ и ежегодных планов подготовки проектов нормативных правовых актов.
Основные функции
  1. Главное управление согласно компетенции:
    1. осуществляет подготовку заключений, содержащих обоснованный вывод о соответствии нормативного правового акта установленным законодательством требованиям и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, и заключений, содержащих обоснованный вывод о несоответствии нормативного правового акта установленным законодательством требованиям и недопустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, в порядке и сроки, установленные законодательством;
    2. готовит проекты представлений в республиканские органы государственного управления, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Следственный комитет, Государственный комитет судебных экспертиз, Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальную академию наук Беларуси, областные, Минский городской Советы депутатов, облисполкомы и Минский горисполком, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы базового уровня по результатам проверок нормотворческой деятельности;
    3. взаимодействует с Национальным центром правовой информации Республики Беларусь по вопросам формирования Национального реестра правовых актов Республики Беларусь;
    4. готовит предложения по совершенствованию законодательства в области нормотворческой деятельности;
    5. участвует в процедуре согласования проектов нормативных правовых актов нормотворческих органов в пределах компетенции Министерства;
    6. совместно с другими структурными подразделениями Министерства готовит информацию о состоянии действующего законодательства Республики Беларусь по поручениям руководства Министерства;
    7. в пределах компетенции Министерства готовит рекомендации и разъяснения по вопросам, касающимся нормотворческой деятельности государственных органов;
    8. анализирует и обобщает опыт работы по обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов других государств;
    9. организует совещания и семинары с нормотворческими органами по вопросам совершенствования нормотворческой деятельности;
    10. рассматривает обращения граждан и юридических лиц, дает им разъяснения по вопросам обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов Республики Беларусь в пределах компетенции главного управления;
    11. участвует в пределах компетенции главного управления в разработке проектов законодательных актов, постановлений Правительства Республики Беларусь;
    12. вносит Министру юстиции Республики Беларусь предложения об устранении нарушений нормотворческой деятельности по результатам обобщения практики подготовки нормативных правовых актов (их проектов);
    13. принимает участие в правовом просвещении населения, в том числе через средства массовой информации;
    14. осуществляет иные функции в соответствии с приказами, распоряжениями Министра юстиции Республики Беларусь и постановлениями Министерства, распоряжениями заместителя Министра юстиции Республики Беларусь, осуществляющего руководство главным управлением.
  2. Главное управление и управления взаимодействуют со всеми структурными подразделениями Министерства по вопросам, входящим в компетенцию данных структурных подразделений.
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организации
  • Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 «О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов»;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь»;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности»;

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь»;

  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов»;

  • постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 12 октября 2006 г. № 62 «О реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244»;

  • постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 26 сентября 2006 г. № 59 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия Министерства юстиции Республики Беларусь, Национального центра правовой информации Республики Беларусь и главных управлений юстиции областных исполнительных комитетов по вопросам включения нормативных правовых актов в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, а также об особенностях оформления текстов нормативных правовых актов в электронном виде».

наверх