Методические рекомендации о порядке прохождения в Министерстве юстиции проектов правовых актов Президента Республики Беларусь

Глава 1. Общие положения

1. Согласование проекта правового акта Президента Республики Беларусь (далее – проект акта Президента Республики Беларусь) Министерством юстиции осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов», Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З), Регламентом Совета Министров Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 (далее – Регламент), иными актами законодательства.

2. При поступлении в Министерство юстиции проекта акта Президента Республики Беларусь следует установить цель направления такого проекта в Министерство юстиции, оценить наличие прилагаемых к проекту документов, а также наличие на проекте и прилагаемых к нему документах подписи руководителя органа государственного управления, подготовившего проект, либо его первого заместителя (в случае отсутствия руководителя) или лица, исполняющего обязанности руководителя.

3. Проект акта Президента Республики Беларусь может быть направлен в Министерство юстиции на согласование:

3.1 как с заинтересованным государственным органом (наряду с иными государственными органами (организациями);

3.2. после согласования с заинтересованными республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом, иными организациями (далее – органы государственного управления) перед направлением на согласование в государственные органы (организации), подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь;

3.3. перед внесением в Совет Министров Республики Беларусь (осуществляется визирование проекта акта Президента Республики Беларусь на бумажном носителе).

4. Министерство юстиции не проводит согласование проекта акта Президента Республики Беларусь с соответствующим уведомлением не позднее трех рабочих дней разработчика проекта, если иное не определяется Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, в случаях, когда:

  • установлена необходимость согласования проекта с иными органами государственного управления (за исключением случаев направления проекта на согласование в Министерство юстиции как с заинтересованным государственным органом). Данное положение касается также проектов актов Главы государства, к которым не приложена справка о согласовании его со всеми заинтересованными и (или) в сопроводительном письме имеется информация относительно того, что проект направлен на согласование в Министерство юстиции одновременно с заинтересованными (за исключением случаев направления проекта на согласование в Министерство юстиции как с заинтересованным государственным органом);
  • не соблюдены установленные требования к содержанию документов, прилагаемых к проекту;
  • одним органом государственного управления осуществляется одновременная подготовка нескольких проектов актов Президента Республики Беларусь об изменении одного и того же акта;
  • проект отзывается по инициативе направившего его органа государственного управления.

5. Министерство юстиции приостанавливает согласование проекта акта Президента Республики Беларусь в случаях, если:

  • к направленному в Министерство юстиции проекту акта Президента Республики Беларусь не прилагается один или несколько указанных в части шестой пункта 8 Регламента документов. При этом в случае отсутствия приложенной к проекту акта Главы государства справки о согласовании проекта с заинтересованными государственными органами, организациями приостановление срока осуществляется исключительно в том случае, если у сотрудников Министерства юстиции имеются данные относительно того, что проект акта Главы государства уже согласован со всеми заинтересованными и справка о его согласовании не была включена в проект по технической ошибке (данное основание предлагается применять в исключительных случаях);
  • проект не завизирован руководителем органа государственного управления, подготовившего проект, либо его первым заместителем (во время отсутствия руководителя) или лицом, исполняющим обязанности руководителя.

Уведомление о приостановлении срока согласования проекта акта Президента Республики Беларусь направляется в орган государственного управления, представивший проект, в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения проекта, по примерной форме согласно приложению 1.

Срок проведения согласования проекта акта Президента Республики Беларусь возобновляется на следующий рабочий день после получения последнего необходимого документа.

6. Министерство юстиции осуществляет согласование проекта акта Президента Республики Беларусь в сроки, установленные в статье 46 Закона № 130-З, в письме, содержащем замечания и (или) предложения либо без таковых, а перед внесением проекта акта Президента Республики Беларусь в Совет Министров Республики Беларусь – путем визирования проекта (проставлением визы на проекте на бумажном носителе).

7. В случае наличия замечаний и (или) предложений по проекту акта Президента Республики Беларусь в письме Министерства юстиции должно быть изложено надлежащее обоснование этих замечаний и (или) предложений с конкретными ссылками на структурные элементы актов законодательства, которым противоречит проект, и выводами.

Текст письма должен содержать только достоверную информацию, изложенную конкретно, без сложных абстрактных грамматических конструкций. Следует избегать использования выражений «не ясно», «не представляется возможным уяснить», «не понятен порядок» и других выражений, субъективно оценивающих проект.

8. При подготовке позиции Министерства юстиции по повторно представленному проекту акта Президента Республики Беларусь следует учитывать позицию, высказанную в рамках предыдущего согласования данного проекта, что не исключает возможность изложения новых замечаний и (или) предложений. Такие замечания и (или) предложения могут быть высказаны по новым положениям проекта либо претерпевшим изменения (изменившим смысл) в результате доработки проекта в соответствии с поступившими по нему замечаниями и (или) предложениями.

Глава 2. Согласование проекта акта Президента Республики Беларусь как с заинтересованным государственным органом (наряду с иными государственными органами (организациями)

9. Проект акта Президента Республики Беларусь может быть направлен в Министерство юстиции на согласование как с заинтересованным государственным органом наряду с иными органами государственного управления. В таком случае к проекту должны прилагаться:

  • сопроводительное письмо;
  • обоснование необходимости издания акта Президента Республики Беларусь;
  • финансово-экономическое обоснование к проекту акта Президента Республики Беларусь;
  • экспертные заключения по проекту акта Президента Республики Беларусь, если они давались.

При рассмотрении проекта акта Президента Республики Беларусь, направленного в Министерство юстиции на согласование как с заинтересованным государственным органом (наряду с иными органами государственного управления), проект рассматривается в пределах компетенции1 на предмет возможности согласования содержащихся в проекте вопросов Министерства юстиции.

При проведении указанного согласования также могут быть высказаны иные замечания и (или) предложения на предмет соответствия представленного проекта акта Президента Республики Беларусь законодательству, в том числе требованиям нормотворческой техники. При этом окончательная оценка проекта акта Президента Республики Беларусь может быть дана после представления в Министерство юстиции такого проекта, согласованного с заинтересованными органами государственного управления.

10. По итогам согласования проекта акта Президента Республики Беларусь Министерством юстиции как заинтересованным государственным органом подготавливается письмо о согласовании проекта акта Президента Республики Беларусь в пределах компетенции.

При согласии с предписаниями проекта готовится письмо о согласовании по примерной форме согласно приложению 2. В случае наличия по проекту замечаний и (или) предложений, готовится письмо о согласовании по примерной форме согласно приложению 3.

Глава 3. Согласование проекта акта Президента Республики Беларусь перед направлением на согласование в государственные органы (организации), подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, а также перед внесением в Совет Министров Республики Беларусь

11. При поступлении в Министерство юстиции проекта акта Президента Республики Беларусь на согласование перед направлением на согласование в государственные органы (организации), подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, либо перед внесением в Совет Министров Республики Беларусь к проекту должны прилагаться:

  • сопроводительное письмо;
  • обоснование необходимости издания акта Президента Республики Беларусь;
  • финансово-экономическое обоснование к проекту акта Президента Республики Беларусь;
  • справка о согласовании последней редакции проекта акта Президента Республики Беларусь;
  • экспертные заключения по проекту акта Президента Республики Беларусь, если они давались;
  • таблица неучтенных замечаний и (или) предложений по проекту акта Президента Республики Беларусь с мотивированным обоснованием по каждому из них (при их наличии);
  • документы, относящиеся к международному договору, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» (для проекта акта Президента Республики Беларусь, оформляющего решение в отношении международного договора);
  • справка о результатах рассмотрения проекта акта Президента Республики Беларусь юридической службой.

В материалах, прилагаемых к проекту акта Президента Республики Беларусь, в обязательном порядке должна быть отражена оценка влияния вносимых предложений на:

  • население, доходы всех его слоев, занятость и настроение в обществе;
  • доходы и (или) расходы республиканского и местных бюджетов;
  • формирование добавленной стоимости в отрасли и (или) стране;
  • платежный баланс Республики Беларусь;
  • изменение цен (тарифов), общего уровня инфляции или инфляционных ожиданий;
  • бизнес-среду и инвестиционный климат.

12. Приступая к рассмотрению проекта акта Президента Республики Беларусь, необходимо:

  • изучить представленные сопроводительные документы к проекту;
  • четко определить суть предполагаемого правового регулирования и цели, которые необходимо достичь изданием акта;
  • убедиться, действительно ли данный вопрос не урегулирован в законодательстве, подлежит ли подготовке новый акт Президента Республики Беларусь либо возможно внести изменения в действующее законодательство по данному вопросу;
  • выяснить, учтены ли ранее высказанные замечания и (или) предложения по проекту (в случае представления ранее на согласование данного проекта);
  • определить, согласован ли проект со всеми заинтересованными органами государственного управления;
  • определить, затрагивает ли проект отношения, регулируемые другими отраслями права, и требуется ли для подготовки позиции по проекту привлечение специалистов других структурных подразделений Министерства юстиции;
  • установить, в какой мере подготовка проекта затрагивает компетенцию других заинтересованных органов, выяснить, не имеется ли у них убедительных доводов, препятствующих изданию акта в целом либо в представленной редакции;
  • определить, не затрагивает ли проект компетенцию Министерства юстиции и входящих в его систему органов (организаций), при необходимости привлечь к рассмотрению проекта руководителей заинтересованных структурных подразделений.

При необходимости Министерством юстиции у разработчика проекта акта Президента Республики Беларусь может быть запрошена дополнительная информация, относящаяся к проекту.

13. При рассмотрении проекта акта Президента Республики Беларусь, направленного в Министерство юстиции на согласование перед направлением на согласование в государственные органы (организации), подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, либо перед внесением в Совет Министров Республики Беларусь основными критериями оценки проекта являются:

  • соответствие Конституции Республики Беларусь, иным актам Президента Республики Беларусь, законам;
  • соблюдение требований нормотворческой техники;
  • соответствие международным договорам Республики Беларусь и иным международно-правовым актам, содержащим обязательства Республики Беларусь (далее – международные договоры), в том числе требованиям унификации и гармонизации законодательства в рамках интеграционных объединений, участницей которых является Республика Беларусь;
  • обоснованность выбора вида нормативного правового акта;
  • необходимость и приоритетность правового регулирования соответствующих общественных отношений;
  • обоснованность принятия того или иного решения в отношении международного договора в соответствии с Законом Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» и международным правом (при согласовании проекта акта Президента Республики Беларусь, оформляющего решение в отношении международного договора).

Дополнительным критерием выступает оценка принятия мер по консолидации нормотворческих инициатив по изменению одних и тех же правовых актов Президента Республики Беларусь либо по регулированию смежных вопросов в одном проекте, а также следующие требования, содержащиеся в поручениях Администрации Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, протоколах поручений Президента Республики Беларусь, письмах Администрации Президента Республики Беларусь:

1) согласование проекта со всеми заинтересованными;

Справочно. Данный критерий предполагает согласование проекта со всеми заинтересованными и полное отражение информации в справках о согласовании проектов. Обязательное привлечение Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, представителей деловых кругов и общественных объединений, обеспечивающих защиту интересов предпринимателей, а также общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов» к рассмотрению проектов по вопросам развития предпринимательства.

2) публичное обсуждение;

Справочно. Проведение публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов в соответствии с предписаниями Закона № 130-З и принятого в его развитие Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56.

В соответствии с подпунктом 9.4 пункта 9 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в целях обеспечения однозначного правового регулирования и стабильности законодательства, повышения качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, необходимо осуществлять обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, в том числе посредством создания при государственных органах (организациях) общественно-консультативных и (или) экспертных советов с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, их объединений (союзов, ассоциаций), а также размещения указанных проектов на официальных сайтах государственных органов, других организаций в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) средствах массовой информации.

3) прогноз последствий издания правового акта Президента Республики Беларусь;

Справочно. Данное требование закреплено в Законе № 130-З, а также в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2019 г. № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов».

4) соблюдение требований к обоснованию к проекту.

Справочно. Включение в обоснование к проектам по экономическим вопросам поручений Главы государства, обозначенных в письмах Администрации Президента Республики Беларусь от 24 августа 2018 г. № 09/358 «Об условиях оказания государственной поддержки» и от 24 августа 2018 г. № 09/359 (например, отражение результатов анализа и оценки предписаний проекта на различные сферы функционирования государства и жизни общества. При этом оценка проводится по всем ключевым аспектам, критериям, обозначенным в соответствующих поручениях Правительства Республики Беларусь.).

Не подлежат оценке установленные в проекте акта Президента Республики Беларусь финансовые показатели, индексы, коэффициенты, нормативы, лимиты и иные показатели, а также формулы их расчета, за исключением оценки их соответствия показателям, установленным иными актами Президента Республики Беларусь.

При этом на соблюдение всех критериев, включая наличие замечаний редакционного характера, а также соответствие проекта требованиям нормотворческой техники, определенным в приложении к Закону № 130-З, проект оценивается как сотрудником управления, являющегося ответственным исполнителем по документу, так и сотрудниками управлений, являющихся соисполнителями по документу.

14. Установление соответствия проекта акта Президента Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, иным актам Президента Республики Беларусь, законам, международным договорам осуществляется:

  • по содержанию норм;
  • по виду нормативного правового акта;
  • с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;
  • по порядку вступления в силу.

15. При установлении соответствия проекта акта Президента Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, прежде всего, необходимо определить, соответствует ли в целом устанавливаемый проектом порядок правового регулирования Конституции Республики Беларусь.

Затем необходимо определить, прямо или косвенно положения проекта затрагивают конституционные нормы.

Если положения проекта касаются обеспечения прав и свобод граждан, следует оценить, соблюдены ли в проекте гарантии прав и свобод, установленные Конституцией Республики Беларусь.

Дополнительными критериями оценки соответствия проекта Конституции Республики Беларусь являются:

  • правильное использование конституционных понятий и терминов;
  • соответствие смысла и содержания норм проекта соответствующим нормам Конституции Республики Беларусь;
  • соблюдение установленной Конституцией Республики Беларусь процедуры подготовки, принятия и вступления в силу акта.

16. Совместимость с иными актами Президента Республики Беларусь, законами определяется путем установления соответствия проекта акта Президента Республики Беларусь нормам иных законодательных актов, регулирующих общественные отношения как в данной отрасли, так и в смежных отраслях права.

В случае выявления несоответствия разработчику проекта сообщается, что данные правоотношения соответствующими законодательными актами регулируются иным образом, а также излагается суть противоречий с требованием внести изменения в законодательные акты либо привести проект правового акта Президента Республики Беларусь в соответствие с иными законодательными актами.

При согласовании проекта акта Президента Республики Беларусь, предусматривающего внесение изменений в действующий акт, необходимо установить, согласуются ли вносимые изменения с положениями действующего акта.

17. При установлении соответствия проекта акта Президента Республики Беларусь требованиям нормотворческой техники следует учитывать требования, содержащиеся в Законе № 130-З. Также следует принимать во внимание доводимые до государственных органов требования Администрации Президента Республики Беларусь по данному вопросу.

В частности при рассмотрении проектов актов Главы государства следует оценивать следующие требования нормотворческой техники:

17.1. простоту языка, терминологию, оформление названия проекта, соблюдение техники внесения корректировок в акты;

Справочно. Данный критерий предполагает наличие единообразия используемой в проекте терминологии, системности, логичности, простоты и доступности языка изложения, в частности, проект не должен содержать громоздкие смысловые конструкции, чрезмерно детализированные и сложные формулировки, не позволяющие обеспечить понятность правовых норм.

17.2. комплексность и системность;

Справочно. Данный критерий предполагает осуществление правового регулирования правоотношений комплексно и системно, а также необходимость нормативные правовые акты начинать с правоустанавливающих норм, отражающих основные нововведения в той или иной сфере.

17.3. стабильность;

Справочно. Данный критерий предполагает обеспечение стабильности законодательства, недопустимости внесения корректировок в законодательство по несущественным, редакционно-техническим вопросам, которые не влияют на практику применения актов законодательства, анализ объема нормативного урегулирования вопросов, подлежащих правовому регулированию, и их значимости для целей определения уровня акта, которым данные вопросы должны быть закреплены.

Недопущение вынесения на уровень Главы государства малозначительных вопросов, которые могут быть урегулированы в актах меньшей юридической силы либо вопросов, которые могут быть урегулированы на уровне законов в целях обеспечения принципов стабильности, системности и комплексности правового регулирования.

Кроме того, подготовка проектов актов Главы государства осуществляется в случае отсутствия правового регулирования какой-либо сферы общественных отношений и наличия в связи с этим вопросов, требующих оперативного принятия решения на уровне Главы государства.

17.4. наличие в актах предписаний, содержащих переходные положения, в которых будут сформулированы предписания, определяющие правовое положение субъектов, на которых распространяются положения проекта, до и после вступления правового акта в силу.

Справочно. В целях соблюдения интересов и прав граждан и юридических лиц предписания, определяющие как должны решаться в связи с изменением законодательства конкретные отношения, требуется обязательно прописывать в проектах, которыми предусматривается изменение правоотношений, носящих длящийся временной характер.

18. При установлении соответствия проекта акта Президента Республики Беларусь международным договорам необходимо установить:

  • позволяют ли нормы проекта обеспечить полную реализацию международных обязательств, вытекающих из международных договоров, и относящихся к предмету правового регулирования проекта;
  • содержатся ли в проекте нормы, противоречащие международным договорам.

На основе сравнительного анализа норм проекта и международного договора проводится оценка:

  • соответствия формулировок проекта предписаниям международного договора;
  • полноты правового регулирования проектом правоотношений с учетом объема предписаний международного договора, то есть имеется ли необходимость формулирования дополнительных норм;
  • обоснованности выбора применяемых в проекте способов восприятия национальным законодательством положений международного договора (например, инкорпорация, способ общей отсылки).

Соответствие проекта акта Президента Республики Беларусь требованиям унификации и гармонизации законодательства в рамках интеграционных объединений, участницей которых является Республика Беларусь, определяется путем установления того, насколько предписаниями проекта достигается единообразие, согласование принципов и механизмов правового регулирования аналогичных общественных отношений в законодательстве Республики Беларусь и актах, принимаемых в рамках интеграционных объединений.

19. Обоснованность выбора вида акта определяется с учетом компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами, содержания проекта, первичного нормативного регулирования вопросов, затрагиваемых проектом.

20. Необходимость и приоритетность правового регулирования соответствующих общественных отношений определяется на основе анализа приложенных к проекту материалов, а также действующего законодательства с целью выявления необходимости подготовки и издания акта Президента Республики Беларусь в настоящее время для регулирования соответствующих общественных отношений либо необходимости отложить его подготовку и издание до принятия иных актов законодательства, регулирующих схожие отношения.

21. При рассмотрении проекта акта Президента Республики Беларусь специалисты руководствуются Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства и не связаны позицией государственного органа, подготовившего проект и представившего на согласование.

Оценка проектов актов Президента Республики Беларусь, поступивших из Администрации Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь с грифами «Весьма срочно» и «Срочно», проводится в соответствии с вышеизложенными критериями в рамках отведенного для этого времени. В данном случае обязательным является проведение анализа таких проектов на соответствие Конституции Республики Беларусь, иным актам Президента Республики Беларусь и законам, регулирующим общественные отношения в данной отрасли, а также требованиям нормотворческой техники.

3.1. Согласование проекта акта Президента Республики Беларусь перед направлением на согласование в государственные органы (организации), подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь

22. По итогам рассмотрения проекта акта Президента Республики Беларусь перед направлением на согласование в государственные органы (организации), подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, составляется письмо о согласовании проекта акта Президента Республики Беларусь.

При согласии с предписаниями проекта подготавливается письмо о согласовании по примерной форме согласно приложению 4. В случае наличия по проекту замечаний и (или) предложений, подготавливается письмо о согласовании по примерной форме согласно приложению 5.

В заключительной части письма Министерства юстиции о согласовании проекта акта Президента Республики Беларусь при наличии в письме замечаний и (или) предложений по проекту должен содержаться вывод о необходимости повторного направления проекта на согласование в Министерство юстиции либо о повторном направлении проекта на согласование в Министерство юстиции по решению разработчика проекта.

23. В случае наличия по проекту акта Президента Республики Беларусь замечаний и (или) предложений Министерства юстиции разработчик проекта:

  • дорабатывает проект в соответствии с замечаниями и (или) предложениями Министерства юстиции;
  • направляет проект на повторное согласование в Министерство юстиции (по решению Министерства юстиции либо разработчика проекта);
  • направляет проект на согласование с государственными органами (организациями), подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь.

24. Проект акта Президента Республики Беларусь может быть направлен на согласование в государственные органы (организации), подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, после его доработки в соответствии с замечаниями и (или) предложениями Министерства юстиции.

25. В случае наличия по проекту акта Президента Республики Беларусь замечаний и (или) предложений у государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь, разработчик проекта:

  • дорабатывает проект в соответствии с замечаниями государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;
  • направляет проект на повторное согласование с органами государственного управления (в случае доработки проекта в части, затрагивающей компетенцию этих органов);
  • направляет проект на повторное согласование в Министерство юстиции;
  • направляет проект на повторное согласование с государственными органами (организациями), подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь (по решению разработчика либо Министерства юстиции).

3.2. Согласование проекта акта Президента Республики Беларусь перед внесением в Совет Министров Республики Беларусь

26. После согласования со всеми заинтересованными проект акта Президента Республики Беларусь направляется в Министерство юстиции на согласование перед внесением в Совет Министров Республики Беларусь.

27. Проекты, а также прилагаемые к ним документы перед внесением в Совет Министров Республики Беларусь подлежат направлению в Министерство юстиции в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью руководителя либо лица, исполняющего обязанности руководителя, а также одновременно представляется проект для визирования на бумажном носителе.

28. При наличии у Министерства юстиции замечаний и (или) предложений по проекту акта Президента Республики Беларусь перед внесением в Совет Министров Республики Беларусь подготавливается письмо о согласовании проекта, в котором излагаются данные замечания и (или) предложения, по примерной форме согласно приложению 6.

При наличии по проекту акта Президента Республики Беларусь замечаний, обусловленных требованиями нормотворческой техники, такие замечания могут быть высказаны разработчику проекта в рабочем порядке.

После доработки проект акта Президента Республики Беларусь предоставляется в Министерство юстиции на визирование (проставление визы на проекте на бумажном носителе).

В исключительных случаях при наличии у Министерства юстиции замечаний, неучтенных разработчиком, проект акта Президента Республики Беларусь визируется с замечаниями, которые излагаются в письме и прилагаются к проекту.

Глава 4. Консолидация нормотворческих инициатив по изменению одних и тех же правовых актов Президента Республики Беларусь либо по регулированию смежных вопросов в одном проекте

29. Проекты актов Президента Республики Беларусь, поступающие на согласование в Министерство юстиции, подготавливаются с учетом следующего:

  • в соответствии с поручениями Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь либо Совета Министров Республики Беларусь;
  • в соответствии с международными договорами либо в целях реализации заключительных положений законодательных актов;
  • имеющие прямой экономический эффект, расчеты по которому должны быть отражены в прилагаемых к проекту документах.

В случае, если проект акта Президента Республики Беларусь подготовлен по иным основаниям, либо направлен на терминологическую корректировку и не влияет на общественно-политические, экономические и иные процессы, по такому проекту Министерством юстиции разработчику проекта направляется письмо по примерной форме согласно приложению 7. В указанном письме сообщается, что данные предложения должны быть предусмотрены в рамках комплексной корректировки соответствующего акта Президента Республики Беларусь либо в проекте акта по регулированию смежных вопросов.

При принятии решения о необходимости корректировки акта Президента Республики Беларусь следует также учитывать принцип стабильности правового регулирования общественных отношений, который обеспечивается принятием мер по ограничению частых корректировок решений Главы государства, как правило, не ранее чем через год после издания акта, внесения в него последних изменений, если иное не предусмотрено законами или решениями Президента Республики Беларусь.

30. При рассмотрении проектов актов Президента Республики Беларусь необходимо принимать меры по максимальной консолидации нормотворческих инициатив в одном акте и доводить до разработчиков проектов информацию о необходимости обеспечения внесения в подготавливаемые отраслевые проекты актов Президента Республики Беларусь корректировок, имеющих комплексный характер, в том числе путем взаимодействия с другими государственными органами (организациями).

В сферах регулирования, в которых приняты законы, соответствующие инициативы должны быть реализованы не путем подготовки проекта акта Президента Республики Беларусь, а посредством осуществления корректировок соответствующих законов.

31. При получении документа сотрудники управлений, являющихся исполнителями по документу, анализируют документы, поступившие из органа-разработчика и находящиеся у них на рассмотрении, либо документы, которые находились на рассмотрении в структурном подразделении за полгода со дня поступления проекта с целью выявления проектов, содержащих корректировку актов, в которые рассматриваемым проектом, предлагается внести изменения.

32. При принятии решения относительно подготовки замечания по консолидации проектов по смежным вопросам предлагается руководствоваться Единым правовым классификатором Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1, а также указывать данную информацию по проектам, которые поступают от одного государственного органа (организации) в течение полугодия.

1 Под согласованием проекта в пределах компетенции Министерства юстиции понимается согласование содержащихся в проекте вопросов адвокатуры, лицензирования юридической деятельности, нотариата, регистрации актов гражданского состояния, принудительного исполнения, архивного дела, делопроизводства, регистрации субъектов хозяйствования и других вопросов Министерства юстиции.

наверх