Типичные нарушения

Типичные нарушения при осуществлении адвокатской деятельности:
  1. Ненадлежащее оформление адвокатами договоров об оказании юридической помощи, что является основанием для признания договоров недействительными.
  2. Нарушение порядка регистрации адвокатами договоров в книге регистрации договоров.
  3. Неправильное и неполное заполнение адвокатами ордеров на участие в следствии, суде, что является основанием для признания ордеров недействительными.
  4. Передача поручений на оказание юридической помощи одним адвокатом другому без предварительного письменного согласия клиента и без заключения договора с клиентом адвокатом, которому передается поручение.
  5. Посещение адвокатами подозреваемых, обвиняемых в СИЗО без заключения договора.
Типичные нарушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги:
  1. Несвоевременное представление информации в Министерство юстиции о приеме и увольнении работников, имеющих свидетельство об аттестации юриста, о руководителе организации и его заместителях со дня их назначения.
  2. Несвоевременное представление информации в Министерство юстиции об изменении места оказания юридических услуг.
  3. Отсутствие документа, подтверждающего факт оказания юридических услуг.
  4. Размещение недостоверной рекламы.
Типичные нарушения риэлтерских организаций:
  1. Оформление договоров на оказание риэлтерских услуг с нарушением требований главы 4 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 09.01.2006 г. № 15.
  2. Несоблюдение требований, установленных к размещению рекламы объектов недвижимости. В первую очередь — размещение рекламы до заключения либо без заключения договора на оказание риэлтерских услуг.
  3. Несвоевременная регистрация договоров на оказание риэлтерских услуг в книге регистрации. Отсутствие полноты информации, фиксируемой в книге регистрации договоров.
  4. Нарушение порядка заключения либо продления договоров обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций.
  5. Несвоевременное предоставление в Министерство юстиции анкет для включения сведений в Реестр риэлтеров Республики Беларусь.
Нарушения в деятельности риэлтерских организаций, выявленные на основании анализа обращений граждан и юридических лиц.

За период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в Министерство юстиции поступило 102 обращения, касающиеся сферы оказания риэлтерских услуг (за аналогичный период 2019 г. – 100 обращений). Из них 82 (72) обращения носили характер жалоб, 20 (28) – заявлений.

Справочно: по состоянию на 31 декабря 2020 г. риэлтерские услуги оказывали 154 организации, из них специальные разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – риэлтерские услуги, выданные Министерством юстиции, имело 148 коммерческих организаций.

Все обращения рассмотрены в установленные законодательством сроки.

Как и ранее, при рассмотрении обращений большое внимание уделялось не только защите прав и законных интересов потребителей риэлтерских услуг, но и осуществлению мероприятий по профилактике нарушений, аналогичных выявленным.

Данная профилактическая работа проводится на протяжении последних лет на постоянной основе: в целях выявления недостатков в деятельности  риэлтерских организаций, обращения анализируются, после чего наиболее актуальные вопросы освещаются в средствах массовой информации и сети Интернет. Для повышения правовой грамотности потребителей и обеспечения надлежащей работы риэлтерских организаций по вопросам риэлтерской деятельности проводятся «прямые телефонные линии», публикуются разъяснения о порядке оказания риэлтерских услуг.

Немаловажное значение имеет также проводимая Министерством юстиции «горячая линия», на которую поступает значительное количество обращений. Зачастую такого обращения достаточно для снятия возникшего между потребителем и риэлтерской организацией спорного вопроса, в связи с чем необходимость в подаче письменного обращения отпадает: потребителю разъясняется порядок оказания риэлтерских услуг, в том числе их оплаты, даются ссылки на нормативные-правовые акты, регулирующие данный вид деятельности, размещенные в свободном доступе на официальном Интернет-портале министерства.

Проведенный анализ количества поступающих из года в год обращений по вопросам деятельности риэлтерских организаций свидетельствует о положительном результате вышеприведенных мер: наблюдается снижение обращений названной тематики, подаваемых в письменной и электронной форме: со 154 обращений в 2016 г. до 102 обращений в 2020 г. (в 2016 г. в министерство поступило 154 обращения, в 2017 г. – 130, в 2018 г. – 102, в 2019 г. – 100, в 2020 г. – 102).

В то же время пока нельзя вести речь о снижении количества обоснованных жалоб, касающихся действий (бездействия) работников риэлтерских организаций. Так, в истекшем году из общего количества рассмотренных Министерством юстиции жалоб указанной тематики характер обоснованных носили 33%. Аналогичная цифра наблюдалась и в 2019 г.

Министерством юстиции проведена работа по изучению поступивших в 2020 г. обращений, проанализированы содержащиеся в них вопросы, данные о количестве и характере обращений и принятых по ним решений, выделены основные нарушения, допускаемые риэлтерскими организациями.

Следует отметить, что благодаря многочисленным разъяснениям о недопустимости понуждения покупателей объектов недвижимости к заключению договоров на оказание риэлтерских услуг, уже оказываемых продавцу данных объектов, а также мерам, принимаемым к допускающим такие нарушения организациям, количество жалоб указанной тематики несколько снизилось.

В то же время поступает много обращений по вопросам нарушения порядка оказания риэлтерских услуг, качества таких услуг, недостоверной рекламы объектов недвижимости.

Так, из поступивших в 2020 г. письменных и электронных обращений:

*22,6% обращений затрагивали вопросы порядка оказания риэлтерских услуг, в том числе правомочности того или иного работника риэлтерской организации оказывать такие услуги;

*16,7% содержали вопросы размещения ненадлежащей, в том числе недостоверной рекламы объектов недвижимости;

*14,7% обращений касались ненадлежащего качества оказанных риэлтерских услуг;

*13,7% – оплаты риэлтерских услуг;

*9,8% – понуждения покупателей объектов недвижимости к заключению договоров на оказание риэлтерских услуг, уже оказываемых продавцу данных объектов, и оплате стоимости этих услуг;

*9,8% обращений вызваны неправомерными действиями работников риэлтерских организаций при оказании потребителям риэлтерских услуг по представлению информации о предлагаемых к найму объектах недвижимости.

Остальные обращения (12,7%) касались иных вопросов в сфере риэлтерской деятельности, в том числе содержали просьбы о разъяснении законодательства при оказании потребителям риэлтерских услуг.

По результатам рассмотрения обращений по вопросам деятельности риэлтерских организаций Министерством юстиции были приняты следующие меры реагирования к таким организациям (их работникам):

вынесено 10 предписаний об устранении выявленных нарушений 9 риэлтерским организациям (одной из них – дважды), а именно: ООО «Альфа-Риэлт» (1), ООО «Альфа ключ» (1), ООО «Агентство недвижимости «Этажи» (1), ООО «Гарант Недвижимость» (1), ООО «Империя Недвижимости» (1), ООО «Недвижимость для всех» (2), ОДО «Старый стиль» (1), ООО «Твоя столица» (1), ООО «Центр недвижимости «Миллениум-Реалт» (1).

7 риэлтерам вынесено 8 предупреждений за нарушения законодательства, регулирующего деятельность по оказанию риэлтерских услуг (одному из них предупреждение выносилось дважды), а именно: риэлтеру ООО «Твоя столица» Кудакаеву А.М. (1), риэлтерам ООО «Готовые решения» Матутю А.Е. (1) и Капустинской Н.Б. (2), риэлтерам ООО «Альфа ключ» Калиниченко С.А. (1) и Смирнову Т.А. (1), риэлтеру ООО «Недвижимость для всех» Шоломицкому Н.В. (1), риэлтеру РЧУП «Мольнар» Бородавко Е.В. (1);

за нарушение правил осуществления риэлтерской деятельности к административной ответственности в виде штрафа привлечен директор риэлтерской организации ООО «Недвижимость для всех»;

приостановлено действие идентификационных пластиковых карточек 4 агентам по операциям с недвижимостью в связи с нарушением законодательства и требований к осуществлению риэлтерской деятельности (агенту ООО «Твоя столица» Бертош Т.М. на срок 2 года, агенту ООО «Адреса новосёлов» Сень В.И. сроком на 2 года, агентам ООО «Альфа ключ» Нестеровой Н.Ф. и Позняк О.А. на срок 6 месяцев);

в адрес 3 риэлтерских организаций (ООО «Готовые решения», ООО «Твой Маёнтак», ООО «Альфа ключ») направлены письма о принятии мер к надлежащей организации работы.

По отдельным обращениям в отношении деятельности риэлтерских организаций, рассмотренным Министерством юстиции совместно с иными органами государственного управления (организациями), меры реагирования принимались данными органами (организациями) в пределах их компетенции.

К примеру, в отдельных обращениях содержались доводы о неправомерных действиях работников риэлтерских организаций, выразившихся в размещении ненадлежащей рекламы объектов недвижимости.

В то же время при рассмотрении обращений было установлено, что лица, разместившие рекламу, хотя и действовали с ведома риэлтерских организаций, однако в штате данных организаций не состояли, соответственно, под контроль Министерства юстиции не подпадали.

Неправомерность действий таких лиц выражалась в следующем: в сети Интернет размещалась реклама объектов недвижимости, которые зачастую являлись вымышленными, адреса объектов – несуществующими. Потребители, заинтересовавшиеся данными объектами, приглашались в офис конкретной риэлтерской организации. Однако затем им сообщали, что «объект, интересующий потребителя, уже сдан, но есть большой выбор других объектов, информация о которых будет предоставлена после заключения договора на оказание информационных услуг и их оплаты». Потребители, затратив свое время на посещение организации, в основном соглашались на предложенные им условия, заключали договор, производили предоплату услуг по представлению им информации о жилье и ждали таковой, причем зачастую безрезультатно.

Вышеуказанные действия не были оставлены без внимания: меры реагирования к разместившим ненадлежащую рекламу лицам приняты органами, контролирующими соблюдение законодательства о рекламе.

Справочно: в рамках рассмотрения обращения К. установлены многочисленные факты размещения недостоверной рекламы объектов недвижимости. В рекламе указывалось, что объекты предлагаются к найму «агентом», наименование риэлтерской организации не приводилось, однако в ходе телефонного разговора потребителей приглашали в офис одной из риэлтерских организаций. В итоге было установлено, что реклама размещалась С., которая ранее работала агентом по операциям с недвижимостью в риэлтерской организации ООО «Нужный адрес». Однако за нарушения требований к осуществлению риэлтерской деятельности, в том числе размещение недостоверной рекламы объектов недвижимости, что повлекло прекращение действия лицензии ООО «Нужный адрес», к С. были приняты соответствующие меры реагирования, не позволяющие ей работать специалистом по риэлтерской деятельности. В то же время С. должные выводы не сделаны, нарушения ею были продолжены, хотя и без официального трудоустройства в риэлтерскую организацию.

Материалы по факту нарушения С. законодательства о рекламе были направлены в соответствующий орган для рассмотрения по принадлежности. По результатам рассмотрения данных материалов на С. наложено административное взыскание в виде штрафа.

В ходе рассмотрения обращений М. и Г. по вопросу представления работниками одной из риэлтерской организации недостоверной информации о предлагаемых к найму объектах недвижимости были выявлены, в том числе факты нарушения данными работниками законодательства о книге замечаний и предложений. Так, просьба потребителей о предъявлении им книги замечаний и предложений для внесения записи о неправомерных действиях работников длительное время оставлялась без внимания. Выданная в итоге книга не была надлежащим образом оформлена, в том числе не содержала указание на наименование организации, которой выдана книга.

Оценка указанным нарушениям была дана администрацией Советского района г. Минска, куда направлены собранные Министерством юстиции по результатам рассмотрения обращений материалы. За непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию, нарушение порядка ведения книги замечаний и предложений на директора риэлтерской организации наложено административное взыскание.

Безусловно, следует отметить, что наряду с риэлтерскими организациями, в отношении которых поступили обоснованные жалобы, имеются организации, принявшие меры к устранению ранее имевших в их работе недостатков и в отношении которых за истекший год нареканий не было.

Указанный анализ проведен в целях своевременного выявления причин, порождающих обращения по вопросам деятельности риэлтерских организаций, недопущения нарушений, аналогичных выявленным, информирования потребителей риэлтерских услуг и организаций, оказывающих такие услуги, о типичных нарушениях в их работе, а также в целях использования при проведении работы по совершенствованию законодательства, регулирующего данную сферу.

наверх