Типичные нарушения

Типичные нарушения при осуществлении адвокатской деятельности:
  1. Ненадлежащее оформление адвокатами договоров об оказании юридической помощи, что является основанием для признания договоров недействительными.
  2. Нарушение порядка регистрации адвокатами договоров в книге регистрации договоров.
  3. Неправильное и неполное заполнение адвокатами ордеров на участие в следствии, суде, что является основанием для признания ордеров недействительными.
  4. Передача поручений на оказание юридической помощи одним адвокатом другому без предварительного письменного согласия клиента и без заключения договора с клиентом адвокатом, которому передается поручение.
  5. Посещение адвокатами подозреваемых, обвиняемых в СИЗО без заключения договора.
Типичные нарушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги:
  1. Несвоевременное представление информации в Министерство юстиции о приеме и увольнении работников, имеющих свидетельство об аттестации юриста, о руководителе организации и его заместителях со дня их назначения.
  2. Несвоевременное представление информации в Министерство юстиции об изменении места оказания юридических услуг.
  3. Отсутствие документа, подтверждающего факт оказания юридических услуг.
  4. Размещение недостоверной рекламы.
Типичные нарушения риэлтерских организаций:
  1. Оформление договоров на оказание риэлтерских услуг с нарушением требований главы 4 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 09.01.2006 г. № 15.
  2. Несоблюдение требований, установленных к размещению рекламы объектов недвижимости. В первую очередь — размещение рекламы до заключения либо без заключения договора на оказание риэлтерских услуг.
  3. Несвоевременная регистрация договоров на оказание риэлтерских услуг в книге регистрации. Отсутствие полноты информации, фиксируемой в книге регистрации договоров.
  4. Нарушение порядка заключения либо продления договоров обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций.
  5. Несвоевременное предоставление в Министерство юстиции анкет для включения сведений в Реестр риэлтеров Республики Беларусь.
Анализ обращений граждан и юридических лиц относительно деятельности риэлтерских организаций

Министерством юстиции Республики Беларусь проведена работа по изучению поступивших в 2017 г. обращений граждан и юридических лиц относительно деятельности риэлтерских организаций, анализу содержащихся в обращениях вопросов, данных о количестве и характере обращений и принятых по ним решений.

Указанная работа проведена в целях своевременного выявления причин, порождающих обращения по вопросам деятельности риэлтерских организаций, а также совершенствования сферы оказания риэлтерских услуг, в том числе путем корректировки норм законодательства, регулирующего порядок оказания риэлтерских услуг.

По состоянию на 31 декабря 2017 г. риэлтерские услуги оказывали 146 организаций, из них специальные разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – риэлтерские услуги, выданные Министерством юстиции, имели 140 коммерческих организаций.

За 2017 г. поступило 130 обращений граждан и юридических лиц, касающихся сферы оказания риэлтерских услуг.

В истекшем году приоритетным направлением работы при рассмотрении обращений была профилактика нарушений. Информация о выявляемых нарушениях размещалась на веб-портале Министерства юстиции. В целях единообразного применения на практике норм законодательства в сфере риэлтерской деятельности, а также для правового просвещения населения наиболее актуальные вопросы применения законодательства Республики Беларусь о риэлтерской деятельности и оказания риэлтерских услуг активно освещались в средствах массовой информации.

Принимаемые меры повлекли некоторое снижение поступивших в Министерство юстиции обращений по вопросу деятельности риэлтерских организаций в сравнении с аналогичным периодом 2016 г., хотя и незначительное: со 154 обращений в 2016 г. до 130 обращений в 2017 г.

Из общего количества поступивших обращений (130):

рассмотрено непосредственно работниками Министерства юстиции 74 обращения или 57 % (в 2016 г. – 87 обращений);

для первоначального рассмотрения в главные управления юстиции облисполкомов, Минского горисполкома в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» направлено 45 обращений или 34,6 % (в 2016 г. – 60 обращений);

направлено для рассмотрения в иные организации в соответствии с их компетенцией 2 обращения или 1,5 % (в 2016 г. – 5 обращений);

без рассмотрения по существу оставлено 5 обращений или 3,8 % (в 2016 г. – 1 обращение);

отозвано заявителями путем подачи соответствующего письменного заявления в связи с урегулированием спора 4 обращения или 3,1 % (в 2016 г. – 1 обращение).

По результатам изучения обращений на предмет наиболее часто поднимаемых в них вопросов выделены следующие категории основных нарушений, допускаемых риэлтерскими организациями:

1. Понуждение потенциальных покупателей к заключению договора на оказание риэлтерских услуг и предъявление к оплате стоимости риэлтерских услуг, в том числе услуг по подбору варианта сделки с объектом недвижимости, при отсутствии фактического их оказания.

Примеры: риэлтерская организация в целях привлечения покупателей рекламирует объект недвижимости, с собственником которого заключен договор на оказание ему риэлтерских услуг по продаже данного объекта. Однако когда потенциальные покупатели отзываются на размещенную рекламу, им сообщают, что сделка по купле-продаже рекламируемого объекта возможна только в случае заключения покупателем с риэлтерской организацией договора на оказание риэлтерских услуг. В противном случае возможная сделка умышленно срывается.

Потенциальные покупатели, чтобы приобрести заинтересовавший их объект недвижимости, соглашаются на заключение договора на оказание риэлтерских услуг. Однако возникает спор относительно перечня риэлтерских услуг, которые риэлтерская организация включает в предмет данного договора и впоследствии предъявляет к оплате. Так, покупатель за оказанием ему услуги по подбору вариантов сделки с объектом недвижимости в риэлтерскую организацию не обращался. Объект рекламировался во исполнение обязательств перед продавцом по поиску потенциального покупателя, который согласился его приобрести. Несмотря на это, в заключаемый с покупателем договор риэлтерская организация включает, в том числе услуги по подбору вариантов сделки с объектом недвижимости.

2. Размещение недостоверной рекламы объектов недвижимости, а также представление потребителям недостоверной информации о предлагаемых к найму объектах недвижимости.

Примеры: рекламируемые объекты недвижимости являются вымышленными, а информация о них размещается в целях привлечь потребителей якобы большим количеством предлагаемых к найму объектов недвижимости. Собственник объекта недвижимости самостоятельно предлагает его к найму, в то же время без ведома собственника информация копируется и объект параллельно рекламируется риэлтерской организацией, причем по «своей» стоимости. В рекламе указано, что объект предлагается непосредственно собственником, но в итоге потребитель общается с представителем риэлтерской организации.

Это влечет обоснованные нарекания потребителей риэлтерских услуг, поскольку зачастую, оплатив стоимость услуги по представлению информации о предлагаемых к найму объектах недвижимости, они реальной помощи не получают: представляется недостоверная информация (по представленным потребителям номерам телефонов либо адресам объект не сдается) либо представляется информация об объектах, собственники которых не обращались в агентства и стоимость предлагаемого ими жилья значительно выше той стоимости, которая оговаривалась риэлтерской организацией и потребителем.

3. Нарушение порядка оказания риэлтерских услуг, а именно: привлечение к оказанию риэлтерских услуг лиц, не имеющих права оказывать такие услуги.

Примеры: оказание риэлтерских услуг работниками риэлтерской организации, не являющимися специалистами по риэлтерской деятельности (функции риэлтера или агента по операциям с недвижимостью выполняет диспетчер, менеджер и т.д.) либо оказание риэлтерских услуг лицами, не состоящими в штате риэлтерской организации (функции риэлтера или агента по операциям с недвижимостью выполняет подрядчик).

Вышеназванные нарушения имели место и в 2016 г.

В целях единообразного применения на практике норм законодательства в сфере риэлтерской деятельности Министерством юстиции в декабре 2016 г. подготовлено обобщение о наиболее часто допускаемых нарушениях с приведением разъяснений относительно порядка оказания риэлтерских услуг, которое направлено в адрес всех риэлтерских организаций для использования в работе и в целях недопущения ими нарушений, аналогичных выявленным.

Анализ поступивших в 2017 г. обращений показал, что имеются риэлтерские организации, которые устранили имевшиеся ранее недостатки в работе и в отношении которых нареканий не поступило.

В то же время отдельные риэлтерские организации не приняли мер к надлежащей организации работы, несмотря на многочисленные разъяснения о порядке оказания риэлтерских услуг в соответствии с нормами законодательства.

Поступившие в 2017 г. жалобы касались деятельности 35 риэлтерских организаций (из имеюшихся 146 на конец отчетного периода).

Больше всего письменных жалоб поступило в отношении риэлтерской организации ООО «Твоя столица» – 11 жалоб (жалобы касались понуждения к заключению договора на оказание риэлтерских услуг и предъявления к оплате фактически не оказываемых потребителю риэлтерских услуг, оказания риэлтерских услуг лицами, не являющимися специалистами по риэлтерской деятельности, невыполнения обязательств по договорам на оказание риэлтерских услуг).

По результатам рассмотрения жалоб в адрес ООО «Твоя столица» Министерством юстиции направлено 3 письма о принятии мер к надлежащей организации работы. Приостановлено действие идентификационных пластиковых карточек двум специалистам по риэлтерской деятельности в связи с необеспечением оказания риэлтерских услуг потребителям в соответствии с требованиями законодательства. Вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, с предоставлением срока для их устранения. По поставленным заявителями вопросам относительно неисполнения (ненадлежащего исполнения) риэлтерской организацией обязательств по договорам на оказание риэлтерских услуг разъяснено о порядке разрешения таких споров в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Следующей по количеству поступивших жалоб являлась риэлтерская организация ООО «Твоя квартира» – 6 жалоб (жалобы касались размещения недостоверной рекламы объектов недвижимости, представления потребителям недостоверной информации о предлагаемых к найму объектах недвижимости).

По результатам рассмотрения жалоб должностное лицо ООО «Твоя квартира» привлечено к административной ответственности. Риэлтеру вынесено предупреждение. Агенту по операциям с недвижимостью приостановлено действие идентификационной пластиковой карточки
в связи с установлением фактов нарушения законодательства и требований к осуществлению риэлтерской деятельности, в том числе представлением потребителю недостоверной информации о предлагаемых к найму квартирах. Вынесено предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений. В связи с повторным нарушением ООО «Твоя квартира» лицензионных требований и условий действие лицензии, выданной указанной риэлтерской организации, прекращено.

В отношении иных риэлтерских организаций (33) поступило от 1 до 3 обращений (подавляющее большинство жалоб касалось понуждения к заключению договора на оказание риэлтерских услуг, размещения недостоверной рекламы и представления недостоверной информации о предлагаемых объектах недвижимости, некачественного оказания риэлтерских услуг, в том числе предъявления к оплате стоимости риэлтерских услуг, фактически не оказываемых потребителю).

По результатам рассмотрения Министерством юстиции названных жалоб приняты следующие меры реагирования: в адрес 5 риэлтерских организаций направлены письма о принятии мер к надлежащей организации работы. Вынесены предупреждения 3 риэлтерам. К административной ответственности привлечены 1 руководитель риэлтерской организации, 1 риэлтер.

В результате проведенного анализа обращений граждан и юридических лиц выделены следующие основные проблемы в сфере оказания риэлтерских услуг, которые продолжают иметь место, несмотря на проводимую Министерством юстиции профилактическую работу и многочисленные разъяснения:

понуждение потребителей к заключению договора на оказание риэлтерских услуг;

размещение недостоверной рекламы и представление недостоверной информации о предлагаемых к найму объектах недвижимости,

оказание риэлтерских услуг лицами, не имеющими права на оказание таких услуг.

С учетом изложенного решаться вышеназванные проблемы будут как путем разъяснений, так и корректировкой норм законодательства.

наверх