Режим работы линии

Пн. - Сб.: с 9.00 до 18.00

Контакты подробно
Горячая линия

+ 375 17 306-37-30

Часто задаваемые вопросы

Данный раздел содержит часто задаваемых вопросов и ответов Министерства юстиции Республики Беларусь.
  • ?
    Как получить справку о трудовом стаже и заработной плате за период работы за пределами Республики Беларусь?
    Показать ответ
    Ответ:
    При наличии со страной договора о правовой помощи (перечень стран с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры о правовой помощи размещен на сайте Министерства юстиции Республики Беларусь) компетентные органы пересылают по просьбе документы, касающиеся личных и имущественных прав граждан. За получением консультации по оформлению просьбы об истребовании справки о трудовом стаже и заработной плате за период работы за пределами Республики Беларусь следует обратиться в отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи управления правового обеспечения внешних связей (контактный тел. 2110185, 2110201). При отсутствии договора по вопросу истребования таких документов следует обращаться в Министерство иностранных дел Республики Беларусь.
  • ?
    Как получить алименты на содержание ребенка от лица, проживающего в Германии?
    Показать ответ
    Ответ:
    Республика Беларусь и Федеративная Республика Германия являются участниками Конвенции о взыскании за границей алиментов, принятой в рамках ООН 20 июня 1956 г. Для реализации прав на получение алиментов необходимо оформить просьбу о взыскании алиментов, адресованную Федеральному ведомству юстиции ФРГ, в которой указать сведения в отношении истца и ответчика (имя, фамилию, адрес, дату рождения, гражданство, род занятий), ребенка (имя, фамилию, год рождения, гражданство, место жительства), изложить алиментные претензии, приложить относящиеся к делу документы (нотариально удостоверенную копию свидетельства о рождении ребенка, копию судебного решения о взыскании алиментов (если имеется), другие документы, подтверждающие обоснование алиментных требований. Просьбу и прилагаемые документы направить в Министерство юстиции Республики Беларусь, с приложением официального перевода на немецкий язык для последующей передачи на рассмотрение компетентному органу ФРГ.
  • ?
    Может ли для государственной регистрации быть представлен не прошитый устав организации?
    Показать ответ
    Ответ:
    Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» не установлены требования к оформлению устава организации и не возложена обязанность по надлежащему оформлению устава на регистрирующий орган. В регистрирующий орган может быть представлен не прошитый устав организации. Поскольку заявителем предоставляется два экземпляра устава, один из которых остается в регистрационном деле, последующая возможная замена листов субъектом хозяйствования в оставшемся у него экземпляре и ответственность вплоть до уголовной, связанная с этим, лежит на заявителе.
  • ?
    Соответствует ли законодательству указание в уставе частного унитарного предприятия в качестве места его нахождения комнаты в жилом помещении
    Показать ответ
    Ответ:
    В соответствии с пунктом 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия. Жилая комната является жилым помещением, находящимся внутри квартиры или жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения). Соответственно, указание в уставе частного унитарного предприятия жилой комнаты в качестве местонахождения этого предприятия не допускается.
  • ?
    Является ли основанием для неосуществления государственной регистрации представленный собственником нечитаемый (утверждает, что все читалось) носитель электронной копии устава
    Показать ответ
    Ответ:
    Согласно пункту 14 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», в регистрирующий орган, наряду с иными документами, должен быть представлен устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf). В случае представленного нечитаемого носителя электронной копии устава, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа вправе не осуществлять государственную регистрацию по основанию, указанному в абзаце втором пункта 24 вышеуказанного Положения, а именно -непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных Положением.
  • ?
    Возможно ли передоверие полномочий на подписание заявления о регистрации юридического лица от физического лица, который в свою очередь уполномочен другими учредителями на подписание этого заявления (в ситуации, если количество учредителей (участников) организации более трех, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой, некоммерческой организации)
    Показать ответ
    Ответ:
    В рассматриваемой ситуации делегирование полномочий на подписание заявления о государственной регистрации противоречит части третьей пункта 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», поскольку, во-первых, полномочия на подписание заявления стороннему физическому лицу переданы учредителем - физическим лицом, во-вторых, этот учредитель сам уполномочен остальными учредителями от имени всех на представление интересов в регистрирующем органе, в т.ч. на подписание заявления. Делегирование полномочий стороннему физическому лицу могло бы иметь место в случае, если бы это лицо представляло интересы учредителя - юридического лица и эти полномочия были бы предоставлены ему учредительным документом либо доверенностью.
  • ?
    Каким образом и кем должна быть заверена копия документа, удостоверяющего личность иностранного физического лица, представляемая в регистрирующий орган в соответствии с пунктами 14 и 16 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», в случае, если этот документ не требует перевода на русский или белорусский языки (паспорт гражданина Российской Федерации, вид на жительство в Республике Беларусь и т.п.)
    Показать ответ
    Ответ:
    В соответствии с пунктами 18, 64 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4, копия имеет юридическую силу только при наличии ее заверения (засвидетельствования) уполномоченным должностным лицом организации. В этом случае отметка о заверении копии должна осуществляться уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, принимающего документы, и включать слово «Верно», наименование должности данного сотрудника, его собственноручную подпись, расшифровку подписи и дату заверения. Если копия документа не сброшюрована, отметку о ее заверении необходимо оформлять на каждом листе такой копии.
  • ?
    Как определить наименование юридического лица, не нарушив требования подпункта 1.92 пункта 1 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. № 20 «О согласовании наименований юридических лиц»? Допускается ли при согласовании наименования юридического лица использование наименования, которое ранее являлось наименованием ныне действующего юридического лица
    Показать ответ
    Ответ:
    Согласно требованиям подпункта 1.92 пункта 1 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (далее - постановление № 20) согласование наименований юридических лиц, содержащих наименование уже существующих юридических лиц, допускается только с разрешения существующего юридического лица. Наименования действующих юридических лиц зачастую состоят (содержат) из слов (слова), имеющих общеупотребимое значение, то есть являются словом широкого распространения и одновременно не являются наименованием юридического лица, общепризнанного в Республике Беларусь и иностранных государствах («монтажстрой», «стройсервис», «долина», «мебель», «дизайн», «декор», «инвест», «пицца», «формат», «контроль», «реформа», «история», «завод» и т.д.). В этой связи при согласовании наименований создаваемых юридических лиц разрешение на использование указанных слов представлять в регистрирующий орган не требуется. Названное разрешение подлежит представлению в случае использования в наименовании слов, имеющих отличительный признак, посредством которого наименование не будет отождествляться с наименованиями иных организаций, а также несущих наибольшую информативную и смысловую нагрузку всего наименования в целом. В случае, если выбранное наименование ранее являлось наименованием действующего юридического лица, такое наименование может быть использовано при согласовании наименования организации, поскольку данный случай выходит за рамки действия подпункта 1.8.10. пункта 1 постановления № 20, предусматривающего запрет на согласование в качестве наименований (части наименований) наименования юридических лиц, исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наименования юридических лиц, в отношении которых в данный регистр внесена запись о прекращении деятельности, за исключением случаев обращения правопреемника прекратившего деятельность юридического лица.
  • ?
    Какой документ подтверждает полномочия адвоката при представлении им интересов своего клиента в регистрирующем органе при согласовании наименования юридического лица (договор на оказание юридических услуг и (или) доверенность)
    Показать ответ
    Ответ:
    Согласно подпункту 13.1 пункта 13 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, при согласовании наименований коммерческих и некоммерческих организаций в регистрирующий орган, помимо прочего, предоставляется копия документа, подтверждающего в установленном порядке полномочия заявителя, в случае представления документов представителями юридического или физического лица, если законодательством не установлено иное. При этом в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009 г. № 154, представительство интересов физических и юридических лиц осуществляется на основании доверенности. Статьей 27 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» предусмотрено, что юридическая помощь оказывается адвокатами на основании договора на оказание юридической помощи. Договор, предметом которого является оказание юридической помощи, заключается между адвокатом либо адвокатским бюро и клиентом или иным лицом, действующим в интересах клиента, в письменной форме. При этом договор на оказание юридической помощи регулирует отношения между адвокатом (адвокатским бюро) и клиентом, устанавливая виды оказываемой юридической помощи; порядок и размер ее оплаты, а также возмещения расходов, связанных с оказанием юридической помощи, и не касается дальнейших взаимоотношений адвоката с третьими лицами. Кроме того, форма примерного договора на оказание юридической помощи, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 апреля 2012 г. № 90, предусматривает необходимость выдачи клиентом адвокату доверенности на право представлять интересы клиента и совершать от его имени действия по выполнению поручения по оказанию юридической помощи. С учетом вышеизложенного полагаем, что согласование наименования юридического лица адвокатом в интересах своего клиента (физического или юридического лица) должно осуществляться на основании доверенности, выданной физическим или юридическим лицом.
  • ?
    Может ли для государственной регистрации быть представлен не прошитый устав организации
    Показать ответ
    Ответ:
    Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» не установлены требования к оформлению устава организации и не возложена обязанность по надлежащему оформлению устава на регистрирующий орган. В регистрирующий орган может быть представлен не прошитый устав организации. Поскольку заявителем предоставляется два экземпляра устава, один из которых остается в регистрационном деле, последующая возможная замена листов субъектом хозяйствования в оставшемся у него экземпляре и ответственность вплоть до уголовной, связанная с этим, лежит на заявителе.