Режим работы линии

Пн. - Сб.: с 9.00 до 18.00

Контакты подробно
Горячая линия

+ 375 17 306-37-30

Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов

Порядок проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов

Обязательная юридическая экспертиза осуществляется:

  • Министерством юстиции – в отношении нормативных правовых актов Национального банка, Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома;
  • главными управлениями юстиции облисполкомов – в отношении нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня.

Обязательной юридической экспертизе подлежат нормативные правовые акты указанных государственных органов, за исключением регламентов коллегиальных органов, технических и локальных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты.

К локальным нормативным правовым актам, не подлежащим обязательной юридической экспертизе, относятся в том числе акты:

  • действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в том числе в случаях, когда территориальные органы, подчиненные (входящие в состав, систему) организации не определены непосредственно в тексте такого акта;
  • распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, в том числе в случаях, когда эти работники индивидуально не определены в тексте такого акта;
  • предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций;
  • обладающие вышеуказанными признаками, однако подлежащие в соответствии с законодательством совместному принятию либо согласованию с государственным органом, реализующим государственную политику в определенной сфере.

При этом действие таких нормативных правовых актов, не должно затрагивать прав, свобод и обязанностей иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.

Нормативные правовые акты направляются в Министерство юстиции, главные управления юстиции облисполкомов для проведения обязательной юридической экспертизы в 10-дневный срок со дня их принятия.

Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов проводится Министерством юстиции в течение 5 рабочих дней, главным управлением юстиции - 10 рабочих дней. При этом в установленных законодательством случаях срок проведения обязательной юридической экспертизы может быть продлен Министерством юстиции, главным управлением юстиции, но не более чем на 10 рабочих дней.

При наличии по нормативному правовому акту замечаний, касающихся необходимости доработки акта в соответствии с требованиями нормотворческой техники, Министерство юстиции, главное управление юстиции облисполкома может внести в нормотворческий орган предложение о доработке акта в рабочем порядке в течение 5 рабочих дней. При получении согласия руководителя (заместителя руководителя) нормотворческого органа на устранение имеющихся замечаний срок проведения обязательной юридической экспертизы продлевается на 5 рабочих дней.

При проведении обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов осуществляется их оценка на предмет соответствия Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники, а также международным договорам Республики Беларусь.

По результатам проведения обязательной юридической экспертизы нормативного правового акта Министерством юстиции, главными управлениями юстиции облисполкомов выносится одно из следующих заключений:

  • заключение, содержащее обоснованный вывод о соответствии нормативного правового акта установленным законодательством критериям и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее - положительное заключение);
  • заключение, содержащее обоснованный вывод о несоответствии нормативного правового акта установленным законодательством критериям и недопустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее - отрицательное заключение).

Положительное заключение, принятое Министерством юстиции, главными управлениями юстиции облисполкомов по результатам обязательной юридической экспертизы нормативного правового акта, одна копия этого нормативного правового акта на бумажном носителе с оттиском штампа Министерства юстиции, главного управления юстиции и его электронная копия в виде файла с текстом указанного акта направляются Министерством юстиции, главным управлением юстиции соответственно не позднее трех рабочих дней со дня его принятия в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (далее - НЦПИ).

Информация о нормативных правовых актах, не подлежащих включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь по результатам обязательной юридической экспертизы, доводится Министерством юстиции, главными управлениями юстиции до заинтересованных нормотворческих органов и НЦПИ в 3-дневный срок с даты вынесения отрицательного заключения. Такие нормативные правовые акты возвращаются Министерством юстиции, главными управлениями юстиции нормотворческому органу, не вступают в юридическую силу и подлежат отмене с даты их принятия (издания) нормотворческим органом.

Не позднее чем на следующий рабочий день после размещения НЦПИ на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь информации о нормативных правовых актах, включенных по результатам юридической экспертизы в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, оригинал (оригиналы) нормативного правового акта и положительное заключение направляются Министерством юстиции, главным управлением юстиции соответствующим нормотворческим органам.