Режим работы линии

Пн. - Сб.: с 9.00 до 18.00

Контакты подробно
Горячая линия

+ 375 17 306-37-30

Права человека в законодательстве Республики Беларусь

Права человека – это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе.

Права человека подлежат защите на международном и национальном уровнях. Главенствующая роль в системе защиты прав человека принадлежит международному праву, на уровне которого действует ряд транснациональных документов, в которых закреплены общепринятые права и свободы человека. В системе Организации Объединенных Наций к настоящему времени заключено свыше 60 различных соглашений в данной сфере правоотношений. Этими документами охвачен широкий круг проблем, которыми обеспокоено все человечество. Основополагающим документом в области защиты прав человека можно назвать Международный билль о правах человека, состоящий из Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах, Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах и Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни.

Права, которые провозглашены в этих документах, имеют всеобъемлющий характер и применимы для граждан всех государств независимо от степени их политического и экономического развития.

В национальной системе защиты прав и свобод человека главная роль принадлежит государству, призванному обеспечивать равные возможности для всестороннего развития и полной реализации творческого потенциала каждого члена общества. Государство является основным гарантом всего комплекса прав и свобод человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных. Без создания социального государства права и свободы человека, декларируемые в обществе, остаются идеалом, не реализуемым в действительности.

Социальное государство призвано обеспечить защиту людей как полноценных личностей на основе концепции, гарантирующей человеку возможность одновременного пользования правами, свободами, духовными и материальными благами. Оно нацелено, прежде всего, на реализацию прав в экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности общества. При этом первоочередной задачей социального государства является не достижение всеобщего равенства, а обеспечение социальных гарантий каждому гражданину.

Правовую основу регулирования прав человека в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция), международные договоры Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие права человека.

Республика Беларусь с первых дней своей независимости объявила о приверженности международному праву. С провозглашением государственного суверенитета и укреплением правовых гарантий личности как необходимого условия демократического государства, вопрос защиты прав человека приобрел особую актуальность.

Следует отметить, что в части обеспечения прав человека Конституция полностью соответствует международно-правовым стандартам. В частности, в ней закреплено, что Республика Беларусь – социальное правовое государство. Конституция также воплотила в себе полный набор общепринятых прав и свобод человека, закрепленные в Международных пактах, и предусмотрела необходимые гарантии их реализации.

Правовой статус гражданина Республики Беларусь определяется в разделе II Конституции – «Личность, общество, государство».

Так, статья 21 Конституции высшей целью государства провозгласила обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь. Согласно части второй указанной статьи, государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Принципиальным положением в области прав человека согласно Конституции является равенство перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22 Конституции).

Основными правами граждан в социально-культурной сфере являются:

  • право на труд, на отдых, на справедливое вознаграждение труда (статьи 41, 42, 43 Конституции);
  • право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (статья 45 Конституции);
  • право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47 Конституции);
  • право на жилище (статья 48 Конституции);
  • право на образование (статья 49 Конституции);
  • право на участие в культурной жизни (статья 51 Конституции).

В Республике Беларусь, начиная с 1990 года, принят ряд нормативных правовых актов, направленных на урегулирование вопросов, связанных с правами человека и их защитой, а также отражающих нормы международных договоров в этой области.

Так, статьей 11 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) закреплено права:

  • на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей;
  • на здоровые и безопасные условия труда;
  • на защиту экономических и социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений;
  • гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, на ежедневный, еженедельный отдых и отпуск;
  • социальное страхование, пенсионное обеспечение и гарантии при профессиональном заболевании, трудовом увечье, инвалидности и потере работы.

Изложенные выше положения ТК, в свою очередь, нашли закрепление, конкретизацию и развитие в ряде законодательных актов Республики Беларусь и решениях Правительства Республики Беларусь.

Так, Законом Республики Беларусь «О занятости населения в Республике Беларусь» определяются правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения, закреплены государственные гарантии в сфере занятости (бесплатная профессиональная подготовка и переподготовка, содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, получение бесплатной информации свободных рабочих местах и другие).

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» установлено, что граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных названным Законом. Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан регламентируется специальным законодательством.

Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» устанавливает основы правового регулирования системы социального обслуживания, порядок предоставления и получения социальных услуг. В последнее время сеть учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, а также перечень таких услуг значительно расширились. Развитие системы идет по пути адресности оказания социальной помощи.

Право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования гарантируется гражданам Кодексом Республики Беларусь об образовании. Кодексом предусмотрены различные формы получения образования, включая дистанционную, определены различные типы и виды учреждений образования, предоставлена возможность получения образования за плату. В соответствии с предписаниями Указа Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 616 «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в государственных учреждениях высшего образования, учреждениях высшего образования потребительской кооперации и учреждениях высшего образования Федерации профсоюзов Беларуси на платной основе» создана система кредитования граждан, получающих образование за плату. При этом выпускникам, обучавшимся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, гарантировано первое рабочее место.

Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» установлено, что граждане имеют право на охрану здоровья, обеспечиваемое, помимо прочего, предоставлением населению доступной медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения.

Государственным организациям здравоохранения законом предоставлено право оказывать платные медицинские услуги, которые являются дополнительными к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи (к примеру, косметологические услуги, пластическая хирургия, за исключением операций, выполняемых по медицинским показаниям и т. п.).

Обеспечение юридических гарантий получения или приобретения жилых помещений гражданам Республики Беларусь, нуждающимся в улучшении жилищных условий гарантируется Жилищным кодексом Республики Беларусь.

Государственная поддержка в этой области оказывается в виде предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений социального пользования, предоставления служебных жилых помещений гражданам в связи с характером их трудовых отношений, как правило, на время работы, а также выделения льготных кредитов, субсидий и безвозмездной финансовой помощи для улучшения жилищных условий.

Развитие систем оказания платных услуг в сферах образования, здравоохранения, привлечение для улучшения жилищных условий собственных средств граждан не нарушает основных принципов, закрепленных в Конституции, а способствует наиболее полному удовлетворению растущих потребностей граждан в зависимости от их материального благосостояния.

Для достижения основных целей социального государства, Законом Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» гарантируются государственные минимальные социальные стандарты, обеспечивающие реализацию закрепленных Конституцией социальных прав граждан. Они представляют собой минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.

В систему таких стандартов в Республике Беларусь включаются государственные минимальные социальные стандарты в областях оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания.

В соответствии со статьей 32 Конституции брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Эти нормы получили свое развитие в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС). В нем нашли отражение основные направления политики государства в области регулирования брачно-семейных отношений, которая направлена на защиту семьи в целях ее укрепления и недопущения ослабления или разрушения семейных связей, установления равенства прав супругов, охрану детства и другие.

Статьей 193 КоБС в целях защиты личных и имущественных прав граждан, а также в государственных и общественных интересах установлено, что важнейшие события в жизни человека – рождение, брак, смерть, перемена имени, установление отцовства, усыновление, – подлежат обязательной регистрации. Учитывая важность этих событий, государство возложило обязанность по их регистрации на государственные органы. На территории республики это отделы загса местных исполнительных и распорядительных органов либо соответствующие исполнительные и распорядительные органы, Дома (Дворцы) гражданских обрядов, а за ее пределами – консульские учреждения нашей страны.

Приведем отдельные цифры. Так, в 2012 году в республике органами загса зарегистрировано более 339 тыс. актов гражданского состояния. При этом количество записей актов о рождении в сравнении с 2011 годом увеличилось на 5 %, записей актов о смерти – уменьшилось на 6,5%.

В соответствии с нормами статьи 196 КоБС основными принципами деятельности государственных органов, регистрирующих акты гражданского состояния, являются: строгое соблюдение законности при регистрации актов гражданского состояния; правильная, полная и своевременная регистрация актов гражданского состояния в целях защиты личных и имущественных прав граждан, государственных учреждений и организаций.

Политические права и свободы, в целях содействия уважению и обеспечению этих прав, кроме Конституции, закреплены также в соответствующих Законах Республики Беларусь.

Согласно статье 31 Конституции и частями первой и второй статьи 5 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.

Принимая во внимание нормы статьи 34 Конституции и статьи 5 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации», гражданам Республики Беларусь гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение, а также гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Согласно статье 35 Конституции и преамбуле Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством.

Руководствуясь нормами статьи 36 Конституции и статьи 2 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях», статьи 2 Закона Республики Беларусь «О политических партиях», статьи 2 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», соответственно, граждане Республики Беларусь имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения; граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические партии; граждане Республики Беларусь добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов.

При этом, статья 5 Конституции запрещает создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Статья 38 Конституции, а также положения Избирательного кодекса Республики Беларусь предоставляют гражданам право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Избирательный кодекс Республики Беларусь разработан в точном соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь. При его подготовке в максимальной степени были учтены предложения европейских структур.

Нормы статьи 40 Конституции и статьи 3 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» устанавливают право граждан на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Согласно статье 50 Конституции и статье 4 Закона Республики Беларусь «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» не допускаются какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан Республики Беларусь за их принадлежность к национальному меньшинству, а также попытки ассимиляции против их воли.

Как видно из изложенного, в Конституции и других законодательных актах Республики Беларусь нашли отражение практически все признанные международным сообществом политические права и свободы человека.

В развитие межгосударственного сотрудничества и обеспечения прав и свобод граждан 26 мая 1995 года государства-участники Содружества Независимых Государств приняли Конвенцию о правах и основных свободах человека. В ней закреплен практически весь перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека и в пактах о правах человека.

Органы государственного управления Республики Беларусь активно участвуют в диалоге с различными международными организациями по вопросам, касающимся прав человека в нашей республике.

Признавая приоритет общепризнанных принципов международного права, Республика Беларусь приняла на себя обязательства в отношении большого количества многосторонних международных договоров. Заключенных в рамках ООН, касающихся конкретных видов нарушений прав человека. Так, Беларусь – участница Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенции о правах ребенка и др.

Кроме того, закрепленное в целом ряде международных документов положение о том, что каждый имеет право на жизнь, также является одним из основополагающих прав, гарантированных Конституцией Республики Беларусь.

Жизнь человека признается в цивилизованном человеческом сообществе в качестве самого ценного блага, право на нее является естественным и неотчуждаемым, полученным человеком с момента его рождения. При лишении жизни человека все его другие естественные права теряют смысл, поскольку исчезает их носитель. Поэтому общепризнанное положение о том, что каждый имеет право на жизнь, носит всеобъемлющий характер, взаимосвязанный с вопросом о правомерности лишения человека жизни, в том числе и посредством применения смертной казни в качестве уголовного наказания.

В течение всего времени существования человечества ведутся споры по вопросу необходимости смертной казни. Причем как ее противники, так и сторонники не привели достаточных аргументов ее влияния на преступность как в сторону сокращения, так и в сторону увеличения.

Применение или неприменение смертной казни – одна из проблем, разрешение которой осуществляется в различных странах далеко не однозначно. Каждая страна приходит к отмене этого вида наказания своим путем, причем для выработки такого решения нередко требуется весьма длительное время.

21 декабря 2010 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция с призывом ко всем государствам «постепенно ограничивать применение смертной казни и сокращать число преступлений, которые могут караться смертной казнью», «ввести мораторий на приведение смертных приговоров в исполнение» с последующей отменой высшей меры наказания.

Обязательной силы эта резолюция не имеет. Смертная казнь не запрещена международным правом, более того – международный пакт по гражданским и политическим правам разрешает ее применение за наиболее тяжкие преступления. Однако в мире наблюдается устойчивая тенденция к отмене высшей (или исключительной) меры наказания. Так, в 2008 году полностью отказались от применения смертной казни 138 стран, по состоянию на 2010 год 140 стран мира отменили данную меру наказания. При этом реально смертная казнь применяется в 25 государствах, причем в основном только за совершение отдельных особо тяжких преступлений, совершенных в военное время, а не за так называемые общеуголовные преступления.

Отказ от смертной казни – это внутреннее дело каждой страны, не ее обязанность, а право, реализуемое в рамках решения задач по обеспечению правопорядка и нормальной жизнедеятельности общества в соответствии с определенными национальными особенностями и традициями.

Республика Беларусь, следуя международным тенденциям, последовательно предпринимает активные шаги, направленные на ограничение применения смертной казни. В первую очередь, следует отметить развитие законодательства в этом направлении.

В статье 24 Конституции Республики Беларусь говорится том, что смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда, тогда как в Конституции Республики Беларусь 1978 года данный вопрос вообще не оговаривался. Это свидетельствует о том, что наше общество и государство ставят в перспективе цель – отмену смертной казни.

В ныне действующем Уголовном кодексе по сравнению с Уголовным кодексом Республики Беларусь 1960 г. сфера возможного применения данной меры наказания сокращена более чем в два раза (по 14 составам преступлений вместо 30). Кроме того, смертная казнь не применяется к лицам моложе 18 лет, женщинам, а также мужчинам старше 65 лет.

Также сейчас санкции всех статей Уголовного кодекса, предусматривающих возможность вынесения смертного приговора, допускают выбор судом наказания в виде либо смертной казни, либо пожизненного лишения свободы, либо лишения свободы. То есть у суда есть альтернатива в выборе вида наказания. Суды в нашей стране, как и в других цивилизованных странах, независимы и подчиняются только закону.

Таким образом, развитие уголовного законодательства Республики Беларусь, регламентирующего применение смертной казни, свидетельствует о том, что оно имеет тенденцию к сокращению использования этого вида наказания.

Говоря о зарубежном опыте в данном вопросе, стоит отметить, что далеко не все люди, в том числе и в странах Европы, в которых смертная казнь отменена или не применяется уже достаточно длительное время, позитивно относятся к этому факту. К примеру, в Швейцарии в 2010 году было высказано мнение о необходимости вернуть высшую меру наказания путем вынесения данного вопроса на референдум.

В Российской Федерации, где в свое время был введен мораторий на применение смертной казни, согласно данным Всероссийского социологического экспресс-опроса общественного мнения в 2004 году 84% россиян выступали за ужесточение законодательства вплоть до введения смертной казни в вопросах борьбы с терроризмом.

В разъяснениях Верховного суда Японии, контролирующего конституционность японского законодательства, указывалось, что с развитием общества, когда не будет необходимости защищать общественное благосостояние с помощью смертной казни, она может быть отменена как жестокое наказание, но такого уровня развития Япония еще не достигла.

Грузия, идя по пути отмены смертной казни, в свое время закрепила в своей Конституции норму, в соответствии с которой правом применения исключительной меры наказания обладал только Верховный Суд Грузии.

Таким образом, каждое государство решает проблему смертной казни индивидуально, с учетом своего правового развития, истории и менталитета.

Нашим государством уже сейчас учитывается международный опыт в данной сфере и предпринимаются вполне конкретные шаги, последовательное осуществление которых может привести к отказу от применения смертной казни. Примерами повышенного внимания государственных структур Республики Беларусь к этому вопросу являются как вышеприведенный опыт совершенствования национального законодательства и правоприменительной практики, так и создание и деятельность под эгидой белорусского Парламента рабочей группы по изучению проблематики смертной казни. Нельзя при этом не отметить и то, что в республике периодически проводятся международные конференции и семинары по данному вопросу, постоянно отслеживается общественное мнение с помощью средств массовой информации.

Большое значение в определении подходов к выработке отношения к смертной казни имело рассмотрение в Конституционном суде Республики Беларусь вопроса о соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни.

Конституционный Суд Республики Беларусь в своем заключении от 11 марта 2004 г. № З-171/2004 отметил, что норма части третьей статьи 24 Конституции, предвосхищающая отмену смертной казни и устанавливающая своего рода переходное положение, когда она может временно применяться в качестве исключительной меры лишь за особо тяжкие преступления, предполагает отказ государства от использования этого наказания в будущем. Вместе с тем, при оценке вопроса о смертной казни следует учитывать правовую систему государства, его традиции и историю, условия, в которых формулировались нормы законов, их изменение, а также состояние преступности на современном этапе.